Шота Арвеладзе: В «Пахтакоре» мы строим клубную систему

Перед началом второго круга Высшей лиги сезона-2017 знаменитый тренер Шота Арвеладзе встал у руля ташкентского футбольного клуба «Пахтакор».

Шота Арвеладзе – известный грузинский футболист и тренер, лучший бомбардир в истории Грузии. За свою футбольную карьеру он выступал за такие команды как "Мартве", тбилисское "Динамо", "Трабзонспор", "Аякс", "Рейнджерс", АЗ и "Леванте". Арвеладзе трижды признавался лучшим игроком Грузии, а также стал рекордсменов по числу забитых мячей за национальную сборную -  26 голов. Карьеру игрока он завершил в 2008 году, перейдя на тренерскую работу.

Главный тренер «Пахтакора» делится с читателями спортивного портала SPORTS.uz.  почему он возглавил столичную команду, достигла ли команда поставленные цели, о футболистах и их возможностях, и многое другое. Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью с наставником столичного «Пахтакора» Шота Арвеладзе.

- Расскажите, кто, где, как и на каких условиях предложил Вам возглавить «Пахтакор» в качестве главного тренера.

- Это было в апреле-мае месяце этого года. Мне позвонил уважаемый мною человек и спросил, интересуюсь ли я работой в Узбекистане. Мы встретились и обсудили этот вопрос, а позже я встретился уже с Бабуром Кабуловичем (Шодиевым – президентом ФК «Пахтакор»).

- В процессе изучения нашего футбола почувствовали ли Вы разницу с чемпионатами тех стран, в которых раньше работали?

- В первую очередь,  надо отметить минусы: инфраструктуру, поля и зрителей, конечно. Я считаю, что зрителей должно быть больше на стадионах.  Если в регионах на футбол ещё ходят, то в Ташкенте болельщиков совсем не видно. Хотя в этом направлении мы сделали кое-какие успехи. На последних матчах присутствовало 8-10 тысяч зрителей.

Могу ещё сказать, что узбекские футболисты быстрые, хорошо с мячом обращаются, есть у вас настоящие таланты. В целом, конечно, лига отличается от тех чемпионатов, в которых я играл или работал тренером.

-Не рискованно было принять команду в середине сезона?

Риск всегда есть, от этого никуда не деться. Риск, что кто-то тебя обыграет, он есть. Возьмите «Арсенал»: уже почти 2 десятилетия не выигрывает АПЛ, но от этого он не перестает быть топ-клубом, там стандарты и требования очень высокие.

Или тот же «Манчестер Юнайтед» уже 5 лет не становится чемпионом и даже иногда не попадает в Лигу чемпионов…

Но одна из причин, почему я согласился -  это то, что «Пахтакор» – это флагман узбекского футбола. Тот факт, что «Пахтакор» не становился  чемпионом пару лет, не означает, что он стал меньше любим. Мы не команду строим, где собраны 20 игроков, тренеры и остальной персонал;  мы строим клубную систему, где кто-то кому-то может нравиться или не нравиться – это вполне рабочий процесс. Есть ведь люди, которым не нравится Роналду: гениальный игрок не нравится людям, которые Месси любят больше. Так уж бывает.

Мы строим клуб, где в перспективе будет много человеческих перестановок, но сама клубная система останется, и клуб будет продолжать идти к своей цели.

- Для Вас понятия менеджера и главного тренера различаются, или Вы исполняете те и другие функции?

- Эти два понятия близки по значению, но временами бывает, что надо быть менеджером, а иногда просто делать тренерскую работу. Когда я говорил, что мы строим клуб, имел в виду, что я поначалу был всё-таки менеджером. А когда всё уже встало на свои места, в последнее время делаю больше тренерскую работу.

- Что Вы можете сказать об уровне нашего чемпионата, о тактике команд, физических данных и техническом оснащении наших футболистов?

- Я не могу вам много рассказать об этом, потому что здесь всего 4 месяца. И за такое короткое время дать вам полную информацию я не в состоянии. С недавних пор у нас появилась возможность получать статистику с помощью новых технологий, которыми пользуется весь мир. Но опять же, о полях: где оно позволяет, игроки тоже имеют возможность показывать  лучшие качества как физические, так и технические.

- Удовлетворяют ли Вас игровые и физические данные футболистов «Пахтакора» на данный момент?

- Ну, сейчас конец сезона, они все уставшие. В принципе кондиции у всех были нормальными, можно было ожидать большего. Был очень сложный сезон, если вспомнить,  как все это начиналось, какие были перемены. Это больше давит, конечно же, на молодых. Не бывает такого, что сегодня пришёл, а завтра уже получил результат. Это такой процесс, когда всем нужно время, чтобы освоиться.

- Какие новшества Вы ввели в игру и процесс тренировки «Пахтакора»?

Футбол новый я не смогу придумать, законы и правила футбола изменить тоже не смогу.  Когда я смотрел игры, мы играли близко к своим воротам – это мне совсем не нравилось.  В целом мы  хотели  сделать так, чтобы играть далеко от своих ворот; и мне кажется, что нам это удалось, кроме, конечно, последней игры. Но это футбол, всякое случается. Бывают победы, бывают и поражения. Мы хотели больше играть в атаке, и во втором круге у нас одна из самых лучших статистик.

 - Принесли ли пользу Ваши приобретения, которые Вы сделали перед началом второго круга? Например, покупка Гриффитса?

- К сожалению, помешала травма Гриффитса. Шесть недель он восстанавливался. После этого ему надо было добрать свою форму, а там оставалось совсем мало игр. Риск травмы всегда есть.

- В продолжение вопроса о легионерах, кого Вы пригласили. Вы их знали, вели сами, или у Вас есть селекционная команда?

- Гиди (Канюка) я знал, когда ещё работал в Израиле, да и Симича знал. И Тиагу - когда работал в Турции. Важно отметить, что привлечь легионера из Европы в Азию невероятно сложно. Почти все футболисты мечтают играть в Лиге чемпионов УЕФА. Азиатская и европейская Лиги чемпионов очень разнятся между собой по всем параметрам.

-  Какова была цель на сезон?

- Попасть в тройку. Нас уже не было в кубке, поэтому нам не оставалось ничего, кроме как сделать упор на чемпионат. Мы проиграли всего лишь 2 игры во втором круге. А начиналось все с 13 места. Но проигрывать надо тоже с достоинством. Проигрывать никому не нравится, и мне тоже. Но это футбол, поэтому проигрывать надо тоже уметь.

- Если «Пахтакор» не попадет в Лигу чемпионов Азии, что изменится? Интервью было до финала Кубка Узбекистана.

- Ничего не изменится, может, даже мы будем работать ещё усерднее, чем обычно. К сожалению, попадание в Лигу чемпионов не в наших руках

- По окончании сезона будут ли усиления в составе, или доверитесь нынешним игрокам?

- Скорее всего, мы усилимся. Всегда происходит так, некоторые игроки уходят, им надо искать замену, поэтому изменения будут.

 - Есть ли такие футболисты, которых Вы хотите видеть в своей команде.

- Да, есть. Про легионеров не могу сказать, потому что это очень сложный вопрос.  Есть местные игроки, которые понравились. Но будет не правильно с моей стороны называть их фамилии, потому что чемпионат пока не закончился, они ещё в командах, им надо сыграть в последнем туре.

- Вопрос о матче «Пахтакор» - «Бунёдкор», где был забит гол из явного офсайда. И вообще считается, что судьи помогают «Пахтакору». Что Вы можете сказать на это счет?

- Начнем с того, что свисток был не у меня, а у судьи. Помимо судьи, есть инспектор матча, есть судейский комитет, и наконец, есть ПФЛ, а вы спрашиваете у меня? Почему Вы замечаете ошибки, которые сделаны в пользу «Пахтакора», а судейские ошибки, которые были в пользу соперника «Пахтакора» – об этом не говорите?

 В Самарканде не назначили пенальти, игра закончилась 0:0, мы потеряли 2 очка, которые, возможно, пригодились бы нам перед последним туром. В Коканде не засчитали наш гол. Про это тоже надо говорить. Про игру с «Бунёдкором» могу сказать, что там был офсайд, но опять-таки, эти вопросы Вы задаете не по адресу.

- Оправдал ли узбекский футбол Ваши ожидания?

- Сложно сказать. Я сюда шёл, зная, что легко не будет. Касательно той же инфраструктуры, в Бекабаде мы играли в 50 градусов жары в 4 часа дня. Сложно требовать от игроков концентрации на игре, когда он борется с жарой, в первую очередь. Сложно требовать с игроков техничной красивой игры, когда поля не очень хорошие; сложно пасовать, потому что мяч до адресата может не дойти...

- Игра «Касымпаша» - «Коньяспор», где ваши игроки забили гол в ситуации, когда требовалось по правилам фейр-плей вынести мяч за пределы поля. Но Вы сказали своим игрокам позволить забить  сопернику в следующей атаке, тем самым восстановить баланс игры. Но после игры Вы подали в отставку. Это Вы сами решили так, или решение подать в отставку было следствием разговора с руководством клуба?

Тогда я взял на себя ответственность, потому что ситуация была такая, что гол был забит не совсем по-спортивному.  Как ни странно, через 3 минуты после этого гола в наши ворота назначают пенальти, когда нарушением правил там даже не пахло. Я посмотрел на тренера соперника, он мне намекнул, что он в зоне вылета.  После игры мне руководство спросило меня, зачем я это сделал. Я считаю, сложно понять такие моменты, глядя в телевизор. Я считаю, что поступил правильно.

- Вы работали в европейских чемпионатах, в том числе и в знаменитом “Аяксе”. Принять предложение из азиатской лиги - это не шаг назад?

- Это кто как считает. На самом деле везде можно найти мотивацию, если захотеть.

- Вы как-то сразу попали в Европу. Вам никогда не делали предложений российские клубы или украинские?

- В прошлом году предложение было из Краснодара, из украинских клубов не было предложений.

- Дик Адвокат, когда стал главным тренером сборной России, приглашал Вас к себе помощником. Вы отказались. Почему?

- Вы же помните, какой был год. Даже если бы Иисус позвонил, меня бы сложно было уговорить. Я и моя семья пережили эту войну, поэтому сложно было согласиться.

Другое дело, когда в клуб приглашают. Дик поначалу, конечно, не понял меня. Но потом Константин Сарсания, с которым он работал в «Зените», объяснил ему, и он принял моё решение.  Дик – он такой настырный, я с ним как футболист работал, и как тренер работал,  он, видимо, уже в голове держал меня вместе с другими помощниками. И он очень удивился,  говорил тогда: «О таких местах люди мечтают!»

- Кто ближе Вам по философии - Хиддинк, Адвокат или ван Гал?

- Куман и Хиддинк похожи друг на друга; Адвокат такой весь энергичный и целеустремленный; а ван Гал ни на кого не похож, он уникальный. У всех есть свои особенности, которые я применяю в своей практике.

У Хиддинка очень хорошие менеджерские качества, и у Рональда (Кумана) - тоже. А Дик - он такой, знает, когда и как повлиять на футболистов. Ван Гал - он больше учитель, духовный наставник, прочитать его очень сложно, практически невозможно. Когда ты думаешь, что он просто разорвёт раздевалку, он заходит и говорит, садитесь и слушайте, если мы сделаем то и то, то мы победим. И наоборот, когда ты думаешь, что правильно делаешь, он придет и не оставит ничего от раздевалки.

- Для грузинских футболистов трамплином в Европу всегда были команды России и Украины. Как вам удалось напрямую попасть в Европу?

- Помимо клубного футбола, есть ведь ещё сборные команды, где можно засветиться. В Грузии, как в большинстве стран футбол – спорт номер 1, несмотря на то, что в некоторых видах спорта успехов у Грузии побольше, чем в футболе. Ведь Грузия играет в Европе, и к нам 2-3 раза в год приезжают топ-сборные Европы: Германия, Англия, Франция.  И такие матчи, конечно, собирают аншлаги. Наверное, там меня и присмотрели.

- Благодарим вас за беседу!

Фикрлар

Фикр қолдириш учун авторизациядан ўтинг!