Поведение капитана: часть вторая.

 

Мы продолжаем рассказ о капитанах команд. Сегодня разберёмся в роли этого игрока во время игры: в его взаимодействии с тренером и общении с судьями. Это наша вторая часть рассказа, и тут снова будут приведены цитаты и ссылки на опыт и знания сильных профессионалов прошлого, как и в первой части.

И выражается своё субъективное мнение, разумеется, которое автор ставит ничуть не ниже мнений других. Потому что если не уверен в себе, постоянно куда-то смотришь в сторону и ищешь выхода в чужой голове, толково работать не получится. Вообще не получится! А у нас получается.

***

II. Капитан в игре.

1) Цепочка "тренер-капитан-команда". Это первое, потому что на этом строится сама игра. А потом уже поговорим о цепочке, ведущей к судьям и другим лицам на стадионе.

Об установке на игру и времени, затраченном на неё, мы тут говорить не станем. Представляем уже команду на поле во время матча. Что тут происходит в указанной цепи взаимоотношений?..

Во-первых, с самого начала ни один тренер толковой профессиональной команды не станет торчать у бровки и орать указания, отвлекая игроков от своей же данной линии, нервируя их без причины. То есть тренеры смотрят игру со скамейки, а игра идёт...

Во-вторых, капитан реально может начать руководить игрой с первых секунд, часто командуя и подсказывая; или обманывая соперника, если взаимопонимание в команде налажено до такого высокого уровня, что партнёры понимают точно, когда капитан (или кто-то) даёт реальную команду-подсказку, а когда ложную, чтобы задурить соперника.

В третьих, у сильных и по-настоящему творческих тренеров часто в практике такой подход, который применял ещё в 50-х гг. тренер клуба "Ботафого" и чуть позже непобедимой Бразилии - Жоан Салданья. На словах это звучало так: "Если минут через 10 после начала матча вы поймёте, что моя установка не даёт результатов, меняйте игру сами, не оглядываясь на меня!.."

Это подразумевает, в свою очередь, также немало сильных сторон:

а) наличие в тактическом арсенале нескольких запасных вариантов (минимум двух) ведения игры; первым подать такую команду мог именно капитан; например: "Вариант два! - поехали, ребята!" - и поехали; и тренер не вмешивается, поняв замысел капитана и увидев моментальную реакцию всех остальных;

б) игроки команды должны действительно быть очень хорошего уровня тактической подготовки, чтобы суметь понять, осознать ситуацию; ну хотя бы точечно по позициям, лидеры состава прочухают игру досконально - это минимально 3-4 игрока; а все остальные обязаны понять и беспрекословно подчиниться; и во всём этом снова руль - капитан;

в) если не сработает такая перемена, необходимо вовремя наладить контакт с тренером и очень быстро прийти к нужному решению, что сейчас делать; в таких блиц-обсуждениях роль капитана очень высока, так как он сам в игре и порой чувствует её ритм и состояние игроков - своих и соперников - лучше, чем свои и даже чужие тренеры на скамейке...

Если копнуть ещё глубже, можно расписать ещё больше. Но это основные критерии, требования. И всё время держать на контроле дисциплину своих игроков - это тоже обязанность капитана. Одна из важнейших, кстати, потому что это отражается как на своей игре, так и на пункте № 2...

***

2) Отношения с судьями.

Тут можно написать целый документально-художественный роман (!), вспомнив массу примеров и снабдив их для яркости множеством подробностей и броских эпитетов. Но наша цель несколько иная. Частично она уже отображена на этом фото...

Суть уже многим ясна: жест арбитра очень красноречив (!). Но разберёмся же подробнее и заодно дадим пару хороших советов капитанам и всем другим действующим лицам матча.

Советую вообще не спорить с судьями никому, капитанам в том числе. Причин тоже несколько:

-разные по характеру и темпераменту судьи по-разному реагируют на одно и то же: кто-то выслушает и ответит, кто-то оставит без внимания, а третий сразу даст карточку за демонстративное несогласие и т. п. ...

-очень часто вы можете нарваться на карточку абсолютно заслуженно, потому что будете не правы; очень малый процент футболистов знает правила хотя бы на "хорошо", капитаны тоже не особенно усердствуют в их изучении; часто ситуация рассматривается с точки зрения одной стороны, не учитывая два других взгляда, - противоположный и нейтральный; уже соотношение ошибки к верному 1/2, или 33,3 % попадания...

-не следует отдавать столько сил и эмоций спорам с судьями, потому что на игру их меньше останется; вы же не самозаряжающийся солнечный аккумулятор, не можете бесконечно подпитываться физической и моральной энергией; поэтому поберегите её для игры и своих действий на поле...

-даже в случае явной несправедливости в отношении вашей команды со стороны судей тем более не следует вступать в спор! - это карт-бланш судье: даст карточку ещё вернее, чем если вы промолчите в ответ на наглое и безобразное решение судьи по тем или иным моментам...

---

-А что делать в таких случаях? - естественный вопрос. И ответ есть!

Имейте запись игры, сделанную на любом носителе, хоть на телефоне. И это будет доказательством; заметьте минуту данного эпизода и при написании рапорта (или даже протеста) укажите суть момента, на который вы пишите. Ни в коем случае не пишите такой аргумент: "Плохое качество судейства." Это чушь, которую никто не станет рассматривать (даже читать не будут такой рапорт). Всегда нужно указать точно моменты игры с минутами, указать решение судьи и противопоставить свою позицию. Например так.

"На 90+5 минуте при счёте 1:0 в нашу пользу арбитр ... назначил в наши ворота штрафной удар в 20 метрах от ворот. Аргумент - игра рукой защитника. Запись момента показывает, что игры рукой не было, а мяч нашёл руку, прижатую к телу внизу и не двигавшуюся в направлении мяча. Это равно попаданию мяча в корпус.

Пробили штрафной в наши ворота. Мяч попадает в прижатую к нижней части живота руку защитника, стоящего в "стенке" внутри штрафной площади. Арбитр назначил в наши ворота 11-метровый удар. Счёт стал 1:1, после этого матч был закончен. Запись показывает ясно, что рука защитника была прижата к низу корпуса и не двигалась к мячу, не влияла на траекторию полёта мяча.

На эти эпизоды матча подаётся рапорт. Инспектор поставил арбитру 8,8, хотя его решение повлияло на итоговый результат матча.

Кроме того, изначально рефери прибавил 3 минуты. Никаких задержек, замен, травм и прочих форс-мажорных остановок игры не было, но матч продолжался и после завершения указанных 3 минут. Пока не был назначен пенальти и забит гол. Всё это также видно в записи последних минут матча."

Смело можете так писать!!! Пусть вам твердят, что это, типа, не вам решать, повлияло или не повлияло. ПИШИТЕ и ПОКАЗЫВАЙТЕ  СВОЮ  ГРАМОТНОСТЬ,  КОМПЕТЕНТНОСТЬ!!!

"Кашу маслом не испортишь!" - натурально, и ваше "масло" здесь - это знание правил! И тогда от вас не отбрешутся туфтой "дельцы", именуемые себя спортивно-техническим комитетом данной коллегии судей. Вы уже показали свой уровень, вы можете "взять за жабры" теперь всех тех "академиков", если они не предпримут разумных действий. Результат игры в данном случае, что указан в примере рапорта, останется в силе - 1:1. Но арбитра (или бригаду) обязаны строго наказать.

Ясно, что проигравшей команде не легче от этого. Но лишь в данный момент! На деле же вы подстраховались наперёд, и уже другие судьи будут думать, прежде чем начинать "прибивать" вашу команду. И тем более тот судья, которого вы уже подвели к наказанию, поостережётся в другой раз что-либо делать заведомо против вас, если уж назначат его снова на вашу игру после отбытия наказания (отстранения от работы).

---

3) Причём тут капитан? - при многом!

Он может помочь тренеру обосновать свой рапорт, подсказать моменты игры, заострить внимание на его общении с арбитром и много чего ещё. Но только при одном условии!

ВЫ  ДОЛЖНЫ  БЫТЬ  АБСОЛЮТНО  ПРАВЫ  В  ДАННОМ  СЛУЧАЕ.  ХОРОШИЙ  УРОВЕНЬ  ЗНАНИЯ  ПРАВИЛ  -  ПОСТАВЬТЕ  ЭТО  НЕПРЕМЕННЫМ  УСЛОВИЕМ  В  ОБЯЗАННОСТЯХ  КАПИТАНА  КОМАНДЫ !

И тогда вам же, тренерам, будет намного легче и комфортнее работать в спорных ситуациях. А они были, есть и всегда будут, как ни старайся от них уйти. Пока в футбол играют и судят живые люди. Вот снова приведу цитату, и вновь автор - вратарь из ФРГ Тони Шумахер. Материалы из его книги "Anpfiff" - "Свисток" (выпущена в СССР на рус. яз. в 1988 г.). Я перепишу его строки дословно.

Стр. 93-94. "...профессиональные футболисты заслуживают того, чтоб их игру судили профессиональные арбитры. В бундеслиге нужны профессиональные судьи так же, как нужны они и на международном уровне. Решения "людей в чёрном" слишком важны для того, чтобы возложить их на любителей. Один свисток вершит суд над миллионами, он может означать выигрыш или поражение... Лучше всего подошли бы для судейства бывшие профессиональные футболисты. Ведь им известны все уловки и трюки - старую обезьяну не учат корчить рожи."
(Взаимная ссылка на материал о правилах.)

Автору нечего добавить к сказанному великим спортсменом, лучшим вратарём своей страны и мира в своё время. Это при том, что в тот период футбол во всём мире только начинал крепнуть как профессиональная деятельность. И уже тогда были необходимы такие радикальные перемены в подготовке судей!

А сегодня тем более, потому что весь футбол на уровне высших лиг стран (как минимум) стал профессиональным. Единичные случаи в лице стран низшего рейтинга не в счёт, ибо не на них мы держим равнение. А хотим настоящего сильного качества и умения в работе арбитров.

Это снова к тому, что направление в подготовке судей по футболу в виде обучения всех подряд, лишь бы здоров был, как-то/примерно/близко подходил по фактуре и оплатил учёбу, - это абсурд!

И это снова к тому, чтобы капитаны команд знали правила игры хотя бы на уровне "хорошо" по системе 5 баллов. Не следует лезть в самые тонкие дебри, кои знают лишь сильнейшие судьи и инспекторы. Но на уровне среднего арбитра знать правила сегодня - это только поможет вам! И всю команду стоит натаскивать на этот счёт, только капитаны и их вице- должны быть более искушёнными в этом.

Два великих капитана: Ренат Дасаев и Тони Шумахер.

И всегда помнить главное. НЕ  СПОРОМ,  А  ИГРОЙ  ДОКАЗЫВАЙ, ЧТО  ТЫ  СИЛЬНЕЕ !  И тогда ни один "судья" ничего не сможет сделать против вас. А если начнёт "башку отрывать", всегда найдётся адекватная отдача: как в физике - на действие всегда есть равное противодействие...

Ещё Архимед закричал: "ЭВРИКА!" - когда понял, почему и сколько вылилось воды из ванны. Сколько он в неё погрузил (себя бишь), столько и получил вытесненного объёма. Та же физика! А если найдутся те, кто эти законы природы готов оспорить, тогда следует ставить под вопрос уже не их компетентность, а психическое здоровье. Или злостное нежелание двигаться вперёд! О таких снова показательно говорит Шумахер.

"Потребуй от бюрократов сконструировать танк. И ты станешь свидетелем того, как они изобретут одногорбого верблюда."

А ведь таковых ещё немало сидят в разных управленческих креслах! Оглянитесь вокруг! Особенно подальше от столицы, где даже ПФК укомплектованы приезжими игроками минимум на 3/4 составов. А своего резерва не было и нет, даже в дубле редко увидишь; а услышав про женский футбол, крутят пальцем у виска...

Не пора ли нам всем кое-что перекрутить в их мозгах? А если не захотят понимать и принимать, то выкрутить их самих из этих кресел? Прямо так жёстко взять раскалёнными клещами и выкрутить, срывая несмазанную годами ржавую резьбу. И поддать кувалдой для верного!..

***

До скорого!....

Фикрлар

Фикр қолдириш учун авторизациядан ўтинг!