День сегодняшний и взгляд в завтра.
Вот и выбрал автор время для этой работы: ещё вчера обещал показать и дать конкретные рекомендации по изменению в целом всего нашего футбольного хозяйства. Выполняется сегодня! А критике ещё не раз будет место в моих публикациях, ибо без неё не обойтись. Да и сама АФУ стала похожа в последнее время на субъект, принимающий решения из-под палки - после подобных публикаций, то бишь.
Напишу я критику, и они реагируют: в ответ на своём сайте сразу начинают рассказывать, "как правильно выбрал путь Эктор Купер, и что первый вице-президент ассоциации открыл двери для болельщиков, и по средам у него теперь приёмные дни с 11:00 до 17:00..."
Можно подумать, что они будут принимать в учёт мнения болельщиков (!!!), которые на 99,9 % есть дилетанты в организации серьёзных и масштабных футбольных дел, при всём уважении к ним, а волнует их в основном судьба своих команд, своего региона; или, если взять в целом, вопрос такого типа: "Когда мы выйдем на Чемпионат мира?" - и тому подобное. Этакие "гамлетовские" параллели: "...быть или не быть?.." - нам на форуме планеты, или с Кубком Азии в руках - вариант! Не с молодёжным, а у первой сборной, разумеется...
И в ответ АФУ засучит рукава и пообещает "в ближайшее время перестроить всё наше футбольное хозяйство, вывести нашу страну в лидеры АФК и уж на ЧМ точно!" - болельщики, я вас заранее уверяю, что именно это вы услышите! Потому что, по уверениям современной АФУ:
- всё делается на "РРРРАЗ! - и готово!" - палочкой волшебной взмахнули;
- базы строить и академии создавать при клубах НЕ НАДО, а достаточно создать одну академию при АФУ, и всё решено;
- клубы и их резервы, академии в том числе можно убивать или воссоздавать ПО ЛИЧНОЙ прихоти, не взирая на полезность их и отдачу для футбола страны, для всех сборных;
- внутренний календарь и здоровье спортсменов - это "пшик", так как великие дела решаются не внутри страны, а сразу - СРАЗУ!!! - на международных аренах БЕЗ базовой подготовки;
- женский футбол и футзал - это вообще обуза! - и денег тратить на них не надо, игроки могут и с листа прийти в сборную и сыграть, БЕЗ УТС, и жить могут в условиях коммунальной квартиры...
Я мог бы ещё многое привести, что и как сегодня есть в работе АФУ. Но сказал же, что сегодня критики места нет. Хотя сарказма уже добавил (!). Просто снимите с ушей длиннющий лагман 5-го сорта для стран 3-го мира и забудьте про все эти "приёмные дни" и т. п. Потому что менять нужно всё с самого нуля, то есть даже с возведения фундамента, который у нас уже развалился, а на нём внешне стоит, но по факту еле держится "колосс на глиняных ногах": толкни сильнее - развалится в прах! Потому что держаться не на чем, фундамента и базы, смены толковой нет...
Картинка на титуле символизирует нашу "игру", в которой АФУ за последний год только и делала, что забивала голы в свои же ворота. Но пока ни одного - в чужие, ибо даже успех молодёжной сборной U-23 в Китае в январе - это НЕ ЗАСЛУГА АФУ, а плод работы предыдущих поколений тренеров и руководителей. А они, современные, после того успеха сделали всё, чтоб его принизить и развалить в корне. Результат на АИ-2018 и полное забвение настоящей олимпийской сборной - первейшее доказательство. Как и отказ отправить женскую национальную сборную на АИ, но при этом требование выйти на ОИ-2020! - "самый умный ход в свете развития футбола"!
И вот теперь поехали теперь по существу. И по главам.
***
I. СИСТЕМА ДЕТСКИХ ШКОЛ.
1. Начальный уровень - настоящий фундамент.
1) Что есть сейчас?
а) бессистемная сеть школ, которую контролируют либо РайОНО: то есть НЕ контролируют по профилю, но снимают с директоров "стружку" за проведение аттестации ДЮСШ и пр.
б) не контролируемые КФК и ЛФК, вынужденные заниматься и тренироваться абы как и абы где, не получающие ни капли помощи для роста и развития, но имеющие в своих рядах перспективных мальчишек и девчонок;
в) мизерное число по-настоящему сильных учебных заведений по футболу: академии "Бунёдкора" и "Пахтакора" - пример, и недавно были натурально убиты академии клубов "Насаф" и "Машъал";
г) слабо работающие школы при ПФК Суперлиги, в довесок ещё слабее работающие или вообще не работающие школы при ПФК Про-лиги;
д) понты и шумиха вокруг открытия единой академии АФУ на стадионе "Миллий", которая одна по существу ничего не даст, кроме приёма в неё детей "мохнатых" родичей и прочих "блатных" отпрысков;
е) бестолковые разовые акции с привлечением "лучших игроков-детей в академии ведущих европейских клубов", как будто за эти две недели наши дети научатся играть, как в "Реал Мадрид", а тренеры - так же преподавать футбол;
ё) ... ж-з-и... копните глубже в любом регионе, и вы сами без труда дополните список, вам даже русского алфавита не хватит. Поэтому советую сразу перейти на немецкий и корейский (!), потому что в них масса дифтонгов: в немецком столько же, сколько основных латинских букв - 26, а всего получается 56 знаков в алфавите - по 26 букв и дифтонгов, 3 умлаута (ä, ö, ü) и 1 лигатура (ß); а потом на корейский перейдёте: в нём с дифтонгами тоже более 40 знаков!
Почему эти два алфавита? Тоже пример: две ведущие школы футбола на континентах, так почему же нам не пользоваться их опытом, а заодно - и алфавитом? (!!!) Раз уж замутили кубок на английский манер - по одной игре в плей-офф. Но при необходимости (удобстве) сваливание на опыт в странах Прибалтики!..
---
2) Что нужно на деле.
Тут я умещу всё в гораздо меньший объём по пунктам:
а) открытие ДЮСШ в каждом районе по областям, численность воспитанников и количество самих школ определять из плотности населения каждого конкретного региона: нельзя в Самаркандской области иметь столько же ДЮСШ, сколько в Сырдарьинской, и наоборот в подобных примерах;
б) обязательное открытие централизованных спортинтернатов в каждой области: и тут от заселённости региона зависит, то есть чем больше народу в вилояте, тем больше потенциальный приток в эти заведения, а значит, число их увеличивается; но не намного! - максимум 2 специализированных интерната в области, потому что туда должны на конкурсной основе попадать сильнейшие дети в возрасте от 11-12 лет, то есть после окончания начальных классов, чтоб они могли жить в интернате при необходмости;
в) обязательное наличие академии при каждом ПФК Суперлиги: не школы, не интерната, а именно академии, вот где точно на немецкий манер; попадать в них смогут только самые одарённые дети, отбор их осуществлять также с возраста после начальной школы; они и воспитанники интернатов - это два верхних этажа в системе детского футбольного образования, воспитанники которых могут переводиться туда-сюда, в зависимости от уровня их роста или замедления.
УСВОИТЬ НЕОБХОДИМО ОДНО, КАК МОЛИТВУ! РЕЗУЛЬТАТА СРАЗУ НЕ БЫВАЕТ НИКОГДА, КАК БЫ НИ СТАРАЛИСЬ И НИ ВКЛАДЫВАЛИСЬ БОССЫ В ПРЕДПРИЯТИЕ. НЕОБХОДИМО ВЗРОСЛЕНИЕ С НУЛЯ МИНИМУМ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ - ЭТО НЕ МЕНЕЕ 7-8 ЛЕТ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ СИЛЬНУЮ ОТДАЧУ. И ТО ЛИШЬ ПРИ ГРАМОТНОЙ РАБОТЕ С ЭТОЙ СМЕНОЙ В ТЕЧЕНИЕ ЭТИХ ЛЕТ - ДВУХ ЦИКЛОВ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА.
Сегодня у нас начинается первый такой цикл - 2018-2022 гг. Воспитать приличную по уровню сборную U-16-17 мы сможем. А вот U-19-20 - тут уже нужно провести очень глубокий анализ и отсев, пересмотр заново и с корня. О сборных старших возрастов - U-22>>олимпийская U-23 - речи пока не идёт, эта перспектива отнесена на второй цикл - 2022-2026 гг. Их пополнит вновь созданная через 4 года сборная U-16-17. То есть начинать её создавать нужно сегодня, пока этим мальчикам по 11-12 лет. В этом возрасте уже видны перспективы будущего игрока, и лишь редкие исключения раскрываются позже. Ну они мимо тренеров и не пройдут, если вести грамотный просмотр в системе всех школ и селекцию.
А сегодняшняя U-14-15 под руководством Азамата Абдураимова - это и есть тот плацдарм для будущей ближайшей молодёжки U-19, которую необходимо ещё и ещё раз прошерстить-прочистить-просеять, чем и будет заниматься тренер в ближайшие месяцы и даже годы.
ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ! В футболе особенно. И наша первая сборная тоже не совершит уже ничего удивительного, её потолок - уровень этих игроков - уже был давно виден и ясен. Для вывода команды на ЧМ необходимы радикальные перемены в составе и методах работы с ним. Но об этом позже...
Сеть футбольных академий и школ высокого уровня в ФРГ: более 350 заведений при ПФК и регионах.
Это была начальная ступень - детский футбол и собственно наличие резерва. Теперь о наставниках.
===
2. Детские тренеры.
1) Что имеем.
Тут можно без пунктов, а просто и в общем описать контингент. Это часто чьи-то "сыночки-племянники", в редких случаях - бывшие профессиональные футболисты. Заканчивая институты физкультуры или даже колледжи, они обучаются по курсу сертификата "С" AFC и получают 4-летнюю лицензию на работу внутри страны (формально и в странах АФК, но по факту - кому они там нужны?!!).
Зарплаты в ДЮСШ маленькие, поэтому тренеры вынуждены заниматься натуральными поборами с детей, то бишь с их родителей. Прикрыто это "официально существующим родительским комитетом", который якобы так же официально оказывает посильную помощь школе-клубу и т. д. За счёт того и живут. И даже в некоторых школах при ПФК такая система процветает до сих пор: мы не тычем пальцем, а советуем КРУ произвести простую по технике разведку и выяснить - 6 секунд!!! - всё и даже больше.
Квалификация же этих "тренеров" порой такого уровня, что им нельзя доверять даже бригаду дворников, а не то что воспитание футбольной команды. Эти же тренеры по своим каналам получают "протеже" и растут в уровне, получают более высокие сертификаты и продлевают лицензии. И даже некоторые из них доходят до уровня тренеров в ПФК.
Действительно толковых тренеров в учебных заведениях мало: бывших профи не устраивает нищенский оклад и глобальные требования при этом от начальства, и они стараются уйти работать в ПФК. Воспитанием детей заниматься хотят многие, но - НО!!! - семью кормить на эти деньги НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО, вот и уходят вынужденно во взрослый футбол.
Это лишь поверхностная картина, которая сегодня есть в тренерских кадрах. АФУ проводит курсы повышения квалификации и всевозможные переаттестации. Но я вас уверяю, что если принимать экзамены по-настоящему, то минимум 50% (и даже больше) эти экзамены НЕ СДАДУТ. А как они сдали теперь? - спросите вы... А сами догадайтесь, на то много ума не надо.
---
2) Что необходимо сделать.
2-1) Сегодня:
а) известна истина: "Рыба гниёт с головы!" - это так, и следует прямо сегодня наслать на этих "волков-преподавателей" следователей из силовых структур, для чего снабдить их информацией и необходимыми материалами для проверок;
б) почему их? - вот же: следаки из МВД - это тоже спортивные люди, и уж их-то сложнее всего обмануть в аттестации спортивного педагога, а нужно лишь показать некоторые нюансы конкретных видов спорта; и даже тут специальной подготовки не требуется, ибо в их системе также работают множество профильных специалистов по футболу; переаттестовать всех по-настоящему, в помощь привлечь ведущих специалистов этого профиля из АФК и ФИФА и расширить мероприятия на всю республику - вот на что тратить деньги! - а не на понты с разовыми мастер-классами евро-школ;
в) вычистив всю гниль из системы, всех "мохнатых" - дающих и берущих, приступить к формированию НОВОГО ТРЕНЕРСКОГО КОРПУСА, который снабдить достойной зарплатой, инвентарём и прочими атрибутами для полноценной работы, чтобы дети не перебегали из команды в команду, не уходили из футбола, потому что родителям надоело вносить деньги в бестолковое предприятие;
г) наряду с новыми тренерами, которые придут - ЗА ЭТО МИЛЛИОН %!!! - из закончивших карьеру профессионалов, в их ряды станут наиболее одарённые теоретики из молодёжи, закончившие ВУЗ (пусть даже не игравших в ПФК, но и такие встречаются, и их надо ценить!);
д) контроль при этом осуществляют опытные тренеры, воспитавшие минимум не одно поколение молодых футболистов и выпустившие их в профессиональный футбол, в сборные страны - минимум молодёжную-олимпийскую...
---
Это была показана так называемая мною образная "тренерская статья". Касается тут всех тренеров, женских в том числе. Как раз в женском футболе у нас приютились-примазались несколько "специалистов", которые либо в мужском футболе оказались никому не нужными, но по блату нашедшие работу в женском, либо интриганы-стукачи-подлецы, которые устраивают то самое "приблатнённое" начальство. На деле же сеют раздоры внутри команды, раскалывают коллективы на части и живут только интересами своей собственной утробы, глотки, и всё никак не насытятся.
"Зеркало уже сработало": себя узнали некоторые баламуты и нЕлюди, к тому же подлые и трусливые создания, прикрывающие свои грязные интриги чужими именами; и не важно, какого они пола, ибо у такой мерзости нет пола, а все они - бесполые черви, ползающие в дерьме и распространяющие вонь и заразу вокруг.
Тренерские ступени здесь показаны начальные - для детей и юношей в системе ДЮСШ/интернатов/академий.
Ничего из выше сказанного АФУ и ПФЛ не сделали. Но успели расплодить таких вот "бесполых особей", аттестовав их в очередной раз и дав им зелёный свет. От этого лишь происходит развал в ряде команд, в том числе женских профессиональных в числе Суперлиги.
***
II. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛУБЫ И СБОРНЫЕ СТРАНЫ.
В этой главе будут показаны по той же схеме - "что есть и что надо" - факты и необходимые перспективы. В том числе беспрецедентный по уровню абсурда факт "многоразовой молодёжной сборной U-23" после её высшего успеха, но в ущерб настоящей олимпийской сборной и автоматически - национальной сборной; о тормозах в работе Суперлиги и Про-лиги, составлении календаря сезона в том числе. Разумеется, сюда же войдут и женские команды, как и мужские - по футзалу.
А на сегодня пока всё, объём и так уже велик и страшен (!). Даю кратковременный отдых читателю...
***
"ТРИБУНА": авторские материалы.......
---
Комментарии