И снова о резервах: пока самая больная тема нашего футбола!


Многое уже было сказано и повторено о работе наших профессиональных клубов, сборных и самых ближайших резервах в лице следующих по статусу лиг - Про-лига в футболе, в частности. Не так давно, в начале прошедшего сезона, автор обращался и к теме подготовки более молодого резерва: сюда входят турниры в зонах второй лиги, чемпионаты городов / областей под эгидой местных федераций, даже турниры районного масштаба внутри областей, которые никоим образом нельзя игнорировать... Впрочем, сегодня вновь пора напомнить об этом, что мы и сделаем в качестве продолжения предыдущего материала.

Только сегодня у автора не диалог с ответственным чиновником из ПФЛ, а свой материал; нет сомнений, что наше сотрудничество и общение теперь будет продолжено, но эти материалы там тоже читают, что восполняет недостаток общения. Если раньше всё, что бывало написано-сказано специалистами в целях развития наших резервов с самых корней, внаглую игнорировалось высокими инстанциями, то теперь у нас есть надежда, что дело с мёртвой точки сдвинется: пришедшие в ПФЛ люди не с неба упали в спорт, а ранее работали в структурах, которые связаны со спортом самым тесным образом, более того, без спорта в них жизнь немыслима. Люди эти работали в структурах МВД, СГБ... (Мне и подавно близко (!): ведь после демобилизации из СА я успел немало совместить с футболом, в том числе и стаж работы в МВД не предал забвению; этот опыт приобретён и полезен на всю жизнь.)

Итак, снова о резервах - самой болезненной точке нашего "футбольного организма".

***

I.  КАКИМ  ДОЛЖЕН  БЫТЬ  РЕЗЕРВ  У  ПРОФЕССИОНАЛОВ.

Эта глава при детальном её разборе вполне тянет на кандидатскую диссертацию, если не на докторскую. У  меня нет цели и времени на столь внушительный объём, разумеется, но основные направления покажу обязательно. И отличия резервов по статусу: что должно быть изначально и в отдаче для ПФК, а что - для более массового оборота - футбола любителей и низших дивизионов, призванных не столько подпитывать уровень профи, сколько поддерживать наше общее реноме в футболе и увеличивать среду болельщиков, привлекать внимание к игре всех слоёв населения страны.
---

1. От чего плясать.

1) Детские команды низшего уровня.
Разумеется, всё начинается в детском возрасте: КФК / ЛФК и секции при клубах низших лиг (в нашем случае это пока вторая лига, а с сезона-2019 будет третья). Сюда же нужно учесть секции активистов в сельских районах, хоть команда из кишлака, лишь бы была организованной и регулярно где-то играла. Ну в турнирах своего района с перспективой выйти на область, например, и руководить ею может даже школьный физрук, или математик, или чабан (!) - словом, любой, кто любит футбол и - главное! - детей и возню с ними! Кто терпелив и не слишком амбициозен, то есть понимает, что из его кишлачной команды в 15 человек может так и не вырасти ни одного футболиста-профи, зато не окажется и ни одного пьяницы, вора и прочего ошмётка общества. Пусть будет шофёр или чабан, фермер или учитель... - человек! Это не красивые слова: кто видел падение нравов большого процента современного молодняка, их примитивизм и наглость, тот уже меня понял.
---

2) ДЮСШ / СДЮШОР / РКОР - организованные команды среднего звена.
Это уже серьёзно: кто прошёл сито отбора в специализированные школы, те начинают заниматься всерьёз, многие - надолго. И вот тут я снова напомню читателю о нескольких критериях, по которым очень точно мы должны определять степень готовности ребёнка к игре в футбол. (В данном случае мы говорим о футболе, хотя эти же понятия из психологии и физиологии подходят под любую деятельность.)
---

Специально - 5 степеней подготовленности человека:

- задатки: при любой комплекции и уровню физиологического развития должны непременно присутствовать два критерия: физически здоров и имеет желание заниматься футболом - этот ребёнок уже имеет задатки;

- способности: при наличии критериев первого уровня у ребёнка многое получается лучше, чем у половины или больше своих сверстников: он(а) лучше осваивает технику, сильнее бьёт по мячу и даже старается это делать обеими ногами с раннего детства, быстрее бежит в свободном стиле и - важно! - с мячом в ногах... такой ребёнок именно способный к футболу;

- одарённость: это уже редкое качество, которое даётся не многим способным юношам и девушкам; одарённый игрок не просто лучше многих осваивает игру и работу с мячом, но и сам рано обнаруживает умение КОНСТРУИРОВАТЬ  ИГРУ, применяет для этого нестандартные ходы, нешаблонные решения в сложных игровых ситуациях, которые часто ставят в тупик даже способных соперников, а нередко - и своих партнёров (!), что является сигналом для тренера - научи его играть в команде и команду - всегда ожидать от него самого изощрённого хода; досконально понять такого игрока его партнёры всё равно не смогут, ибо не обладают тем уровнем одарённости и мышления, и потому требовать от них этого нельзя, но приучить их к готовности всегда быть начеку во взаимодействии с таким партнёром - это обязанность тренера; вы только что увидели, кто такой игрок одарённый, и проявляется этот уровень в подростковом возрасте, лет с 12-13 становится явно заметным;

- талант: редчайшее качество, которое содержит в себе простую формулу - "одарённость Х во много раз"; кстати, даже физиологические "недочёты" (малый рост, лёгкий вес, необычные ноги и пр.) не становятся помехой к достижению профессиональных высот; таких футболистов можно посчитать на пальцах во все времена, и на мой субъективный взгляд сегодня их пока два - Месси и Роналду, что я уже не раз отмечал ранее, а равноценной смены пока не вижу; раньше это были Пеле и Мануэль Гарринча, Эдуард Стрельцов и Лев Яшин, Йохан Неескенс и Герд Мюллер, Зико и Сократес, Олег Блохин и Диего Марадона... их видно так же рано, с подросткового уровня, и чем дальше, тем ярче они раскрываются, как те же Пеле с Манэ, когда уже попали в сборную страны... - талант в футболе - вот этот уровень;

- гениальность: мы ответственно заявляем, что людей с такой степенью таланта вообще мало в мире было рождено; дело в том, что наука о психологии человека наиболее близко определила степени и ступени развития умственных и прочих данных человека, и уровень "гениальность" - самый высший, который подразумевает совмещение множества талантов в одном человеке. Надеюсь, это уже понятно, да? Человек оказывается талантлив во всём, за что бы ни брался! - в футболе - лучший, пошёл в бокс - стал большим чемпионом, взялся за математику - обскакал лучшие умы света, занялся лингвистикой и изучением языков - через пару-тройку лет выучил ещё несколько языков... ну и в таком духе - вот это гении, коих за всю историю человечества было очень мало.

Чтобы более ясно показать этот редкий уровень, тут можно привести наглядные примеры чуть более развёрнуто, ибо они столь же интересны, как порой и противоречивы! - отменные примеры психологических противопоставлений, в то же время объединённые данным критерием - это гении.

Я могу назвать Владимира Ульянова (Ленина) одним из них, ибо тот успевал как раз так, как я показал: то универ за два года закончил и параллельно другой ВУЗ, то овладел 8 языками свободно и понимал ещё несколько на слух с посредственным умением говорить (в том числе с узбеками общался по-узбекски, иногда используя словарь-разговорник, коих для него было заготовлено множество). Организатор он был потрясающий: объединил миллионы людей под одной идеей и стал их вождём...
Как ни парадоксально, сюда же подходит лидер и вождь "коричневой чумы ХХ века" - фашизма - Адольф Гитлер. Выйдя из не самых престижных слоёв общества и из рядовых солдат, возглавил выросшее до колоссального уровня движение. Обойдя позже в популярности истинного "отца фашизма" - итальянца Бенито Муссолини, немецкий лидер сумел объединить раздавленную морально и материально после I Мировой войны страну и вдохнуть в неё новую жизнь, гордость за национальные идеи и стремление быть впереди всех... На это не способен даже талант, ибо необходимо было понимать все грани жизни страны, к тому же умело использовать качества своих талантливых и одарённых в чём-либо помощников (Геббельс, Борман, Дорнброк и кадровые военные помощники). Хоть и не во благо он употребил свою гениальность, но мы вынуждены признать наличие в жизни так называемых "злых гениев". Наверное, этих двух примеров уже достаточно для определения общего жизненного критерия "гений".

А если взять всё же более узко - только в футболе, то я считаю, тут настоящих гениев меньше, чем пальцев на одной руке. Потому что хотя бы два качества в степени "талант" объединить в себе пока смогли только три человека. Я беру за высшие достижения звание чемпиона мира, ибо в футболе выше нет:
- чемпион мира Марио Загало - Бразилия: в 1958-1962 гг. игрок, в 1970-м главный тренер, в 1994-м помощник; 
- чемпион мира Франц Беккенбауэр - ФРГ: в 1974-м игрок, в 1990-м главный тренер;
- чемпион мира Дидье Дешам - Франция: в 1998-м игрок, в 2018-м главный тренер.

Отмечу единственного в мире 4-кратного чемпиона мира - бразильца Загало. Дважды стал в качестве игрока сборной, дважды - тренером, из которых один раз был главным.

Многие могут привести сюда Зенедина Зидана: игрок сборной Франции и главный тренер "Реал-Мадрид", победитель ЛЧ УЕФА... А ещё Йохан Кройф, пусть и не чемпион мира, но великий творец-исполнитель как практик и тренер-революционер в стиле игры "Барселоны", повлиявший на ход эволюции футбола всего мира.
Конечно, тут субъективные взгляды допустимы в неограниченном масштабе, на то психология и есть самая бездонная наука из самых бездонных (!): сколько людей, столько мнений - более 7 миллиардов, то бишь.

Вот мы и разобрались, кто есть кто в степени заложенных и развитых качеств во всех сферах, в футболе в частности. И уже можем подвести черту: мы её провели пока под пунктом "одарённость", ибо настоящих талантов и гениев у нас сейчас нет. Были игроки-таланты: Геннадий Красницкий и Берадор Абдураимов, Михаил Ан и Владимир Фёдоров, Игорь Шквырин и Мирджалол Касымов... Но как тренеры либо не состоялись по разным причинам, либо пока не достигли высшего уровня (имею в виду уровень сборных или клубный - не ниже победы в ЛЧ).
А теперь нет у нас даже таких футболистов... Есть наглядный пример в качестве талантливого тренера в недавнем прошлом - Рустам Акрамов. Но он больше не работает наставником, а специалистов подобного уровня пока нет.

Значит, будем разбираться с теми, кто у нас уже есть: переходим от ДЮСШ в СДЮШОР / РКОР. Тут проходят отбор наиболее способные, но даже не одарённые. Я их видел своими глазами, потому так уверенно утверждаю. Лучшие из них - это основные составы команд выпускных групп этих средних специальных футбольных заведений.
Параллельно можем смотреть на следующую ступень - академии при ПФК Суперлиги. Вот с ними чуть подробнее.

***

2. Академии  ПФК.

1) Отбор в ГНП и переход в УТГ.
Набор в эти группы сначала идёт тоже с детства. Но далее требования ужесточаются, и уже в средних УТГ остаются только самые способные (так должно быть, во всяком случае, но отдельные и нередкие противоположные случаи - "по знакомству своего пихнул, мохнатую лапу подогрел" и т. п. - мы не берём в расчёт, ибо это сродни смертельной болезни - СПИДа в спорте). С ними ещё несколько лет идёт усиленная работа...
---

2) Резерв для ПФК.
В старших УТГ и в ГСС должны остаться уже только самые из самых. Лет с 15, реже чуть позже, становится чётко ясно с парнями, ещё раньше, лет с 14 - с девушками, будет ли из этого подростка футболист, или это просто хороший любитель в своём отношении к игре, тренировкам и дисциплине. Кто не соответствует этим требованиям, тот, увы, покидает академию. Но здесь есть одно "НО".
---

3) Никогда не говори "никогда"!
Дошедшие до уровня старших УТГ футболисты уже отличны от большой массы своих сверстников, но пока не сумели почему-то раскрыться сильнее. Бывают исключения из правил (даже в определениях матстатистики это примерно менее 1/10, или по 9% включительно), когда юноша (чаще, чем девушка) раскрывается позже, чем его сверстники. Поэтому отчисленных из академий на данном этапе уже не теряют из виду, постоянно за ними наблюдают и по возможности опекают. Если только молодой человек сам не бросит заниматься...
И тогда возможны ещё исключения из исключений, то есть менее 1% молодых игроков, не сумевших зарекомендовать себя раньше, смогут значительно прибавить позже, когда... ну хотя бы физически окрепнут, физиологически повзрослеют. Ведь ранее могла быть серьёзным препятствием мелкая комплекция, связанная с задержкой в развитии. А годам к 18 (реже позднее) вытянулся, стал куда сильнее, а голова и так неплохо работала, и техника хорошая... Я наглядно видел сам, как менялись за два года ребята в армии: пришёл "дух" - "метр с кепкой", а к "дембелю" ~ 180 см., и ещё не предел!.. - вот это и есть позднее физиологическое развитие.

Стало быть, мы вывели этот немногочисленный отряд - отчисленные и не бросившие футбол после 14-15 лет. Если эти молодые люди искренне любят игру и стремятся её постигать, заведомо поставив во главу именно ФУТБОЛЬНЫЙ  РОСТ, а не материальные блага, то эти люди остаются в обойме - под наблюдением. В дальнейшем они могут и не пополнить сильные ПФК, но за счёт старания и самоотдачи выйти на уровень "ну ооочччень хороших любителей" (!). Или даже заиграть в ПФК более низких рангов - в первой или второй лигах.
И это тоже футбольная жизнь, мне пришлось это пережить из-за ранней травмы. Было страшно обидно! - до слёз. Но переварил, скрипя зубами, и вернулся, как смог. И футбол для меня не стал менее интересным; да и потому ещё, что в 90-х вовсю со мной рядом на полях было старшее поколение, выросшее, как и мы, при советской футбольной школе, только ещё старше нас. Игра наша была очень хорошего качества, современным "супер-..." многому поучиться! Часто мы получали наслаждение именно от самого процесса игры, особенно когда дело шло правильно и удачно, потому что  МНОГОЕ  УМЕЛИ,  а не зацикливались на больших премиальных и пр. А на нас смотрело и начинало играть рядом уже следующее поколение, постсоветское: в то время им было едва ли по 20... А сейчас им самим уже по 40 с +, многие из них тоже стали тренерами...

Вот и вывод: стимул стать футболистами хорошего уровня есть и у этой прослойки; про "никогда", к слову.

***

3. Выпуск в профессиональный футбол.

1) Не потеряй смысл!
Выпуск из ГСС академии - в среднем около 18 лет: даже эта стадия ещё не гарантирует молодому игроку ничего в профессиональном будущем. Как, впрочем, вообще в жизни ничего нельзя гарантировать заведомо и уверенно. Как футболист и умелец играть в мяч, понимать игру и выдерживать высокие нагрузки футболист уже на стадии становления - профильно, благодаря чему и дошёл до выпуска, не был отсеян, как менее умелые сверстники. Но ещё совсем молод(а) в плане психологической зрелости: иными словами, морально этот футболист - зелёный фрукт, который теперь нужно вырастить до зрелости. Он уже "вылупился" из цветка, то есть не оказался пустоцветом, а дал плод: на уровне других - уже большой плюс! Но теперь этот плод должен созреть, а не остаться навсегда зелёным. Он и зелёным-то пробудет не долго: скоро не желающая учиться и "поспевать" до взрослого уровня "звезда" надоест и тренерам, и партнёрам, а там подтянется следующее поколение - новые плоды, которые этот "несозревший фрукт" вытеснят, заставят упасть с ветки в никуда...

Отличный пример в этом сезоне: победитель ташкентской зоны 2-лиги - "Бунёдкор" U-18. Вот кому сейчас предстоит эта "ломка" - переход на профессиональный уровень. Это несмотря на то, что они опередили многих соперников более старшего возраста. Но сами они пока очень молоды, всё только начинается...

2018-д-ф-2
---

2) Уровень наставников.
Огромная роль в психологическом воспитании юных дарований принадлежит тренерам: современный наставник обязан сам быть психологом, а не только пользоваться услугами клубных специалистов этого направления. К тому же не во всех клубах есть психологи, а ещё больше сказать - их вообще мало у нас толковых, психологов-то.

Людей с дипломами пруд пруди, но мы все отлично знаем, КАК достаются более 50% наших выпускников эти дипломы. Настоящих специалистов - раз-два... обчёлся. А уж спортивных психологов - ... мне просто не совсем удобно тут смеяться открыто, но многие уже поняли сарказм. Я это утверждаю, несмотря на наличие в наших ВУЗ факультета "Психология", и даже "Спортивная психология". Было б интересно - для вскрытия пробелов, в частности - провести большую встречу с выпускниками: я не шучу и готов откликнуться на любое приглашение.
И вовсе не машу тут своим дипломом психолога: он мне нужен был не для факта "наличия бумажки о в/о", а для самого себя. Когда-то я понял, что практических знаний, сколь много б я их ни заимел, мне всё же не хватает. И тогда я поступил в московский ВУЗ на этот факультет, который впоследствии успешно окончил.

Честно скажу, что полученные теоретические знания для себя признаю очень ценными, причём некоторые аспекты я начал понимать только в процессе учёбы. То есть произошёл не только процесс обучения, но и самопознания: ведь до поступления в ВУЗ я основывался лишь на практическом опыте - своём и чужом, но не представлял многое из теоретических нюансов, которые - внимание! - очень важны и часто встречаются в жизни. И когда я это понял, то стало ясно ещё одно: часто именно поэтому многие дипломированные "специалисты" так и не становятся настоящими профи. Помимо практики, необходимо понимать и теоретические составляющие, почему так или иначе делается то или иное, а что ещё возможно применить, а что - вовсе не нужно, даже противопоказано...
---

3) Конкретные примеры-предостережения.
Многие наши горе-тренеры считают, что раз они лет 10 работают на месте, то они уже профессоры (!). Диплом куплен или отработан иными способами, но явно НЕ заработан знаниями, которых просто нет. И быть не может, потому что часто такие "вундер-спецы" от природы своей примитивны. А ещё они подлые и низкие натуры, интриганы и аферисты. Я с такими столкнулся во время работы в ФК "Пахтакор", что уже не раз отмечал.
Менеджер "Пахтакор-Women" Н. Нурматов и тренер Г. Девятова - это тот самый тип, примазавшийся к сильным мира сего. На деле же - подлые, низкие и трусливые особи, прикрывающие свои грязные дела чужими именами. Например, шантаж - "лучше уволиться, чем УВОЛЯТ" - и имя Ш. Арвеладзе (а тот и знать ничего не знал) - это ссылка Нурматова; а ссылка на начальство и "я тут ни при чём", да плюс заведомо ложные клятвы своими детьми (!!) - этот дешёвый и в то же время страшный форс от Г. Девятовой. И примкнувший к ним Р. Арипов того же поля ягода: обращение с девушками на уровне "пастух со стадом скота" - это его методы работы в отношении определённой части команды. Я это слышал сам. А с другой частью - другие отношения: по-людски, это же свои!..
Всё это я знаю со 100% точностью и готов подтвердить на любом уровне. 

Кого могут воспитать такие "специалисты"?.. Точнее будет так: способны ли они вообще кого-либо воспитывать?.. Таких же, как сами, - ДА. И посмотрите теперь, что у них творится в команде.

Расслоение команды на кучки, причём враждующие кучки - это их рук дело. Когда сама тренер "советует" родственниками игроков, что де "...вот с той не надо дружить, она плохая, а с этой - надо, потому что она с нами!" - происходит не просто расслоение, а настоящая вражда. В результате часть игроков не хотят дальше играть в команде, но связаны контрактом... Вот он закончился, и без сожаления уходит! А у некоторых - пока нет, но тоже стремятся прочь оттуда, ломая голову, как же уйти без плохих для себя последствий...

"Кто не с нашей кастой, тот недочеловек, наш враг!" - вот их политика, этих шефов "Пахтакор-Women". И это внутри одной команды. Причём открыто заявлялось при строе части игроков: "Ваши друзья - наши враги, а значит, вы тоже наши враги!" - так там общались с командой. Кстати, под "их врагом" подразумеваюсь и я.

Это ещё и предостережение всем-всем-всем!
Не верьте ни посулам, ни сладким песням этих "знатоков души человеческой". Потому что путь с ними - это пикирование в пропасть анти-человеческой морали, в грязь интриг и склок, которые будут свершаться за вашей спиной и вам же в спину бить. Что бы ни обещали, хоть какие материальные блага, вспомните сначала о своей человеческой чести, девчата-футболисты! И ещё знайте, что уважают спортсменов и людей не за толстый кошелёк, а за их сильную волю и жизненный дух. А в "Пахтакор-W" это всё продано ради одного - собственных шкурных интересов, ради материальных благ и псевдо-престижа. И пока эти ... там, ничего не изменится.
---

Специально - запоминайте догматы.
Взрослые люди не меняются никогда. В своей душе они остаются теми, кем выросли. Но чем ниже морально человек, тем сильнее его умение менять лицо, то есть "надевать маску" добродетели и честности. Сладкие потоки приятной на слух лжи и лести - это их оружие. А в душе - гнилое болото.
НЕ  ПОПАДАЙТЕСЬ  на эти маски и дешёвые удочки!!! - предупреждение всем!

Конкретные примеры в сторону "ПЛЮС" я тут приводить не стану. Потому что в нашем женском и мужском футболе они хорошо известны и видны. И не только в футболе: есть достаточно примеров из других сфер.

Здесь психология на практике преследует ещё одну цель.
Всегда подталкивать к хорошему вовсе не следует, потому что взрослеющий спортсмен должен учиться сам отличать хорошее от плохого. Это и будет его жизненной школой, первым серьёзным моральным опытом. Ведь в ПФК приходят не дети, которых надо пока за ручку водить, а именно взрослеющая молодёжь. Вот им и даётся шанс выбрать самим свой путь.

Но если они ошибаются и по незнанию делают первый шаг в пропасть, на то наше предостережение в первом догмате об их оружии - надевании масок, сладкой лести и дешёвых удочках.

Поэтому "примеры-минус" показать необходимо! Потому что юные люди пока в силу малого жизненного опыта не умеют сами их отличать, особенно когда сталкиваются с такими, как начальство в "Пахтакор-W". От шага в пропасть оберегать надо! Поэтому я указал тут один из самых гнусных примеров в нашем футболе.

***

II. НАСТАВНИКИ: КРИТЕРИИ  и  ТРЕБОВАНИЯ.

1. Роль тренера на практике.

1) Умение тренера помочь молодым стать уверенными в себе.
Только при этом условии молодой перспективный футболист сможет адаптироваться в профессиональном клубе. Не только доброжелательность со стороны старших коллег, но и тренерская опека - в меру, разумеется. А женщина это или мужчина, не важно (только различие в психологических методах часто бывает заметное). Важнее умение наставника суметь прочухать эту грань, где пролегает различие (указано в скобках выше). Для того и предназначены курсы тренеров высокого уровня, в том числе с изучением всех нюансов подготовки футболистов.
---

2) Из чего должен состоять футболист.
Мы делим и в то же время соединяем футбол в 4-х КИТАХ - основах подготовки футболистов сильного уровня:

- техническая подготовка;

- тактическая подготовка;

- физическая подготовка;

- психологическая подготовка (в неё входит не только уверенность в себе и решительность в различных игровых ситуациях, но и дисциплина на всех уровнях).

В профессиональной команде ни один из этих КИТОВ не должен быть упущен тренерами или расцениваться ниже других. Всё равноценно и равнозначно. Ясно заранее, особенно опытным тренерам, что идеалов нет и не может быть вообще, но стремиться подогнать людей к превалированию плюсов над минусами во всех этих аспектах - вот первейшая задача тренеров как педагогов! В особенности при работе с выпускниками академий: выпускающий тренер должен был уже заранее суметь показать своим игрокам, что и как происходит во взрослой жизни; не вбить в голову, не внушить на уровне инстинкта, как дрессированному зверю в цирке, а именно СУМЕТЬ ПОКАЗАТЬ, чтобы люди сами смогли понять и выбрать плюсы, отличив их от минусов.

А быть бестолковым дрессированным тюленем, вращающим мячик на носу за кусок корма, - это не самостоятельная личность. То есть в ПФК тренер не должен контролировать каждый шаг своих людей. Им нужно дать возможность расти и взрослеть самим, умело показывая все возможные стороны и альтернативы. 
В то же время оберегать от ошибок, исправлять их по мере совершения (а их всё равно будет достаточно, иначе не бывает). И уж точно вмешиваться, когда человек встаёт на заведомо губительный путь: например, захочет пойти к таким "наставникам", о которых рассказано выше... Если уж никак не удаётся удержать от шага в пропасть, а это взрослый человек и юридически самостоятельный, что ж, пусть идёт и получает свой опыт. А там от него зависит.

Тут стоит опровергнуть полу-шутливую пословицу про дураков и умных.

Старый расхожий вариант: "Дурак учится на своих ошибках, а умный - на чужих."

Более верный взгляд: "Умный учится на всех ошибках - своих и чужих, а дурак не учится ни на чём."

И то, даже самый умный успевает совершить и продолжает совершать массу ошибок, учится преодолевать их, уходить от них, потому и становится умнее. Про дураков же промолчим, ибо сказали уже (!)...

***

2. Реальная картина в нашем футболе.

Этот пункт в качестве заключения сегодняшнего материала.

Обладаем ли мы такими специалистами, что показаны выше?..

На этот вопрос каждый профессионал и любитель вправе ответить сам, как и называть конкретные имена, озвучивать их качества и недостатки. Я же покажу своё мнение.

Несомненно, обладаем. Только у каждого в отдельности какое-либо качество развито сильнее.

Например, есть беспрекословные авторитеты - БОЛЬШИЕ практики в прошлом - Ю. Саркисян, И. Шквырин, М. Касымов. Им и говорить-то во время работы много не приходится, и даже во время установок на самые важные матчи. И так в команду к ним проходят (проходили) те, кто отвечает их уровню понимания игры или близкие к тому. Поэтому их команды обучаются хорошо, а помощников они подбирают под стать.

Есть потрясающие мотиваторы и сильнейшие теоретики - В. Абрамов, С. Бабаян, которые ради идеи умеют настроить даже самых записных резервистов и сделать из них лидеров по духу, что уже огромный шаг вперёд. А считанных лидеров превратить в МОНСТРОВ! С ними не страшно выходить на поле хоть против чемпионов мира: если и проиграют их команды, точно знаешь, что они отдали на поле все силы и проиграли ПО УРОВНЮ ИГРЫ, но не были повержены морально. И как ни обидно им за проколы, стыдиться им нечего, чтоб они знали об этом!

Есть отменные специалисты по воспитанию резерва и переводу их на взрослый уровень, также сильные практики в прошлом - это С. Лущан и Р. Бердыев. Примеры и результаты работы обоих у всех на виду тоже много лет.
У первого вообще были ежегодные проблемы с составом в "Бунёдкоре", постоянное обновление и приток молодёжи из академии - ЕГО молодёжи, а не чьей-либо. И почти все они стали ФУТБОЛИСТАМИ - вот таким шрифтом.
А второй по-настоящему столкнулся с этой же проблемой в прошедшем сезоне, потеряв по ходу половину состава и почти всю опытную основу. Если раньше, лет 5 назад и более, в составе "Насафа" можно было встретить много ветеранов, отдельных чуть ли не современников Бердыева-игрока (а так и было!), то позже тренер научился работать более гибко, отличать способную молодёжь и доверять ей основные роли. Благодаря этому мы видим хорошую молодую смену в команде, уже привлекаемую в национальную и олимпийскую сборные страны.

Все названные мною специалисты - ВСЕ! - умело работают на всех уровнях, в том числе хорошо разбираются в молодых кадрах, которые поступают в клубы. Воспитали сами множество толковых игроков, своевременно вводя их в основные составы, а где-то наоборот - грамотно чуть придержав и дав парням повзрослеть, возмужать морально и при том не потерять мотивацию, а ещё более усилить её... Это тренеры, которым я доверил бы наши сборные.

Сегодня есть ещё несколько тренеров с большим потенциалом: Р. Хайдаров, А. Абдураимов, А. Микляев, А. Фёдоров, Б. Ашурматов и У. Бакаев в их числе. Несмотря на разницу в возрасте и стаже в отдельных случаях, здесь я не вижу критической границы. Ведь ремесло тренера - это бессрочная работа: пока ты нужен и выдаёшь пользу, в паспорт тебе смотреть не будут. Ведь не смотрят же в паспорт ни Саркисяну, ни Цейтлину, ни Вахтину - вообще феномен! - недавно отметил 85-летие!.. Хотя именно тут нередко кроются "подводные камни": иной раз это самое "пока нужен" мгновенно оборачивается противоположным, часто не по делу. Но об этом сегодня не в тему.

О других тренерах я пока не стану говорить, ибо стаж у них в качестве главных на нашем высшем уровне - в Суперлиге - пока не велик. А в сборных и того меньше, если вообще есть. А те, кого я назвал, - это настоящие и растущие специалисты, кто бы что мне ни говорил и ни возражал. Сказал же выше, что каждый волен высказать свои виды и предпочтения, я - в том числе. В связи с этим и выдал так называемый аккорд по тренерам.

А в следующий раз о состоявшихся профи: поговорим об итогах XXVII Чемпионата Узбекистана.

С  НАСТУПАЮЩИМ  2019-ГОДОМ  ВСЕХ  ВАС,  МОИ  ВЕРНЫЕ  и  НЕ  ОЧЕНЬ  (!)  ЧИТАТЕЛИ!

***

"ТРИБУНА": авторские материалы.......

---

До скорого!

Комментарии

Для написания комментариев пройдите авторизацию
Dmitrij Popow
31/12/2018 06:21
До сих пор в клубах работают вот такие "девятовы-нурматовы..." Это интриганы, которые не имеют смелости сказать в лицо то, что думают, и плетут сзади интриги, обливая тебя грязью. А потом корчат невинные рожи... Наверное, они вполне устраивают клуб: "шестёрки" хоть куда, выполнят под приказом любую грязную работу и подставят кого угодно, при этом сами боссы клуба себя не запачкают... А что ещё думать? И знает ли об этом ВЫСШЕЕ руководство клуба?..
Тот, кто дал деньги, не знает, разумеется, иначе вышиб бы эту клику оттуда своим самым тяжёлым молотом (!)...
А тренерам желаю роста и стремления к познанию! Всем, от молодого выпуска из ВУЗ и курсов "С" до КИТОВ! Даже им не следует останавливаться, ибо тренер - педагог - это вечное самопознание и обучение других. Если ты себя таковым считаешь, разумеется.