Наука быть здоровым.
Некоторое время назад, а именно в конце 2018 года, я столкнулся с темой из заглавия. По-латыни эта наука называется Валеология (одно из значений лат. слова valeo - "быть здоровым", и плюс древнегреческий корень "логос" - наука). Примерно тогда же у нашего известного педагога в Ташкентском университете информационных технологий (Т У И Т), профессора, доктора педагогических наук Ильдара Ахмедовича Кошбахтиева был день рождения: 19 ноября ему исполнилось 78 лет. Дата не круглая, потому в СМИ не попала. А его знает весь футбольный мир не только в Узбекистане. Множество подготовленных им тренеров высокой квалификации, ныне работающих в футболе и футзале, подтвердят его высочайший профессиональный уровень не только на бумаге.
Одно из направлений работ И. А. Кошбахтиева - валеология, в частности в отношении студентов спортсменов, футболистов в том числе. Острейшая тема - умение спортсмена быть здоровым духом и телом - досконально разбирается в трудах профессора. Хоть мы и не станем здесь разбираться в его работах, ибо это сложно даже для специалистов, не говоря уже о моих многочесленных читателях из чисто футбольной сферы, но не научной (пока!), но кое-что в отношении наших сборных команд мы можем применить прямо сейчас.
От конкретных событий в нашем футболе - УТС сборной - перейдём к необходимой в футболе и жизни теории.
***
Вступление. Собственно предмет обсуждения.
Сама тема построения всестороннего здоровья никогда не будет изучена до конца, ибо связана с непрестанной эволюцией человечества. Целостная теория человека даже в некоторой мере отрицается философией. Буквально цитата: "...претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла." Ведь валеологи стремятся найти область применимости, отличающуюся от традиционной медицины.
---
Кстати, год 2018-й для И. Кошбахтиева был отмечен ещё одним знаменательным событием. Его 34-летний ученик Дамир Исмагилов защитил кандидатскую диссертацию. Такой вот у нас есть молодой учёный, он же тренер, активный действующий спортсмен, переподаватель в Вестминстерском университете Ташкента.
---
Так какая же связь между валеологией и нашими сборными командами по футболу? И почему я завёл эту тему сейчас?.. Ответ постараюсь дать ниже и при этом больше не загромождать читателей ни терминологией (!), ни объёмом. Но вопрос точно интересный! Постараюсь по возможности кратко и понятно.
***
1. Как это влияет на личность.
Сначала воспитываются люди, становятся личностями и вливаются в коллектив. И в этой среде грамотная личность усиливает свои качества. На примере сильнейших учеников Кошбахтиева - Инелеева, Абрамова и многих других - мы видим, во-первых, ясную тренерскую линию, активную позицию во всём, вплоть до вникания в мельчайшие проблемы своих подопечных. У него становится абсолютным вот этот тезис - "В здоровом теле здоровый дух!"
Во-вторых, вспитанный в духе необходимости быть сильным, здоровым и постоянно обучаться дальше педагог сам станет поднимать такие же вопросы и решать их в работе со своими воспитанниками. То есть перешедший на тренерскую деятельность спортсмен уже готов к высоким задачам морально и телесно.
***
2. Влияние на коллектив.
Команда... Степень её готовности определяется не только умением игроков выдерживать высокие физические нагрузки и точно распоряжаться мячом. Но ещё очень важны такие составляющие, как духовное здоровье, стремление совершенствоваться и быть хорошим примером для менее опытных, молодых товарищей.
Это есть лидерские качества. Конечно, много лидеров в команде быть не может, это не реально. Но те, кто уже есть, - могут ли они в наших сборных посеять такой вот здоровый для всех жизненный дух?.. Если быть откровенным, то это очень спорный вопрос, право на субъективную оценку имеет каждый специалист и болельщик. И тут мы тесным образом переплетаемся с психологической готовностью спортсменов. Пусть вас не пугает эта вставка: я не забросаю вас "научной белибердой" (!), а поясню понятным языком, доступным и для юных спортсменов.
***
3. Из практического опыта.
Он есть и основанный на наблюдениях, и личный. Начну со первого.
1) Не так давно мне довелось с интересом наблюдать за работами ещё одного нашего известного специалиста, в прошлом игрока "Пахтакора", моего друга - отмечаю с удовольствием! - Ислама Ахмедова. В оценках психологической и теоретической подготовки футболистов-профессионалов он чётко отмечал следующий фактор.
Я не цитирую, а доношу суть.
Чем лучше и подготовлен футболист теоретически, тем он более уверен в себе психологически во время игры.
При должном уровне физической готовности (иной раз и не пикового, - прим. от автора) такой футболист совершит меньше ошибок. То есть:
- он сделает меньше ошибочных действий, часто не нужных, а только затрачивающих энергию;
- отсюда он сохранит больше физических сил;
- отсюда он дольше сохранит ясность ума и соображения, игрового мышления;
- в итоге он сыграет более надёжно, чем его пусть и более сильный физически соперник, но менее грамотный теоретически, который совершит больше ошибок, затратит больше сил и скорее устанет...
- далее же! - уставший соперник предоставит нам больше возможностей наказать его голом, что является конечной целью атакующей команды...
---
Но рядом неотлучно идёт та же самая "физика":
- футболист всегда должен быть готов к высоким нагрузкам;
- иначе он быстро устанет и перестанет соображать: причины чисто физиологические, зависящие от прекращения правильного кровообращения, поступления в кровь кислорода и притока крови к мозгу - питание его кислородом в условиях усталости;
- переплетая оба фактора, мы обязательно учитываем технико-тактическую грумотность игроков, как то:
а) тактическая составляющая неотъемлема от грамотной теории и психологической уверенности в себе;
б) техническая подготовка - "хлеб и соль" футболиста с детства: сегодня уже не приемлемо удовлетворительное владение мячом, ибо в ускорившемся темпе игры и уменьшении пространства для атаки точность стала играть ещё более важную роль - профессионал обязан владеть мячом минимум хорошо;
в) при достижении большего числа плюсов во всех аспектах подготовки, чем минусов, мы уже получаем сильного футболиста;
- чем больше у такого футболиста плюсов, особенно в психологическом плане и умении стать примером, умноженном на его/её авторитет, тем ярче вырисовывается лидер в команде.
---
Не критично, если футболист в какой-то момент не находится на пике физической формы, ибо это естественно - спад кондиций в течение сезона, лишь бы был не ниже уровня "хорошо". Превалирующие плюсы в остальных качествах его/её подготовки и командная игра, взаимовыручка и грамотная руководящая-помогающая роль этих игроков в игре дадут положительный результат. И если уж такая команда проиграет, то это значит, что соперник был ещё сильнее подготовлен во всех аспектах, но игра была сильна безусловно!
И. Ахмедов отмечал, что в результате усиления работы над теорией, многократного разъяснения футболистам их обязанностей и возможностей, демонстрации их действий со стороны (просмотры видео-записей) и внесённых коррективов, а затем многократных повторений определённых игровых ситуаций на тренировке (натуральное игровое моделирование) уже в следующем матче игроки не только совершали меньше ошибок, но и остались в лучших физических кондициях, что подтверждал моментальный медицинский контроль после окончания игры.
Ну-ка, посмотрите снова на наше начало... Разве мы не перечислили факторы настоящего и всесторонне здорового футболиста?.. Хотя оговоримся: совсем уж далеко не заходим, потому что валеология подразумевает не только профессиональные качества. Но частично и в целом мы уже охватили и эту сферу.
---
2) Мне пришлось не раз становиться свидетелем итогов своих же действий, будь то турнир или отдельный матч, команда или отдельные игроки. Вот что я точно заметил у всех, профи и любителей, мужчин и женщин:
- при понимании своей роли даже посредственный игрок становился проблемой для более сильного изначально соперника, потому что МОЙ игрок старался выполнять эту роль по возможности правильно, и если ошибался, то лишь в силу малого опыта игры на данном уровне (определённом сложном), либо совершал невынужденные технические ошибки (совсем молодые парни или девушки);
- даже если игрок не совсем чётко понимал теоретическую установку, но старался не подвести команду и выполнять свою работу хотя бы так - "не тормозить на подсказке", он(а) уже приносил(а) пользу от взаимодействия с остальными членами команды и своими глазами видел(а) плюсовой результат своих же действий...
Касательно последнего примечания, порой доходило буквально до такого.
Тренер.
- Ладно, ты не понял, почему так нужно было сделать сразу. Но ты успел хотя бы послушаться и выполнить манёвр! А теперь ты видишь, что... -мяч в итоге наш-мы в атаке-мы отвели угрозу от своих ворот-мы забили гол!.. - и т. д. Усёк?
Игрок.
- Да, итог эпизода я вижу: он в нашу пользу.
Пару-тройку раз таких повторений ситуаций (ну иногда и больше), и футболиста уже не нужно было дёргать вербально, то есть кричать голосом - подсказывать. Потому что в мозгу начинал срабатывать "автомат": "Вот так пошли!" - даже без размшлений, если ситуация реально схожая с предыдущей. А их бывает много.
Например, соперник упорно пытается использовать скоростные качества своего левого хава, который из глубины влетает в нашу зону и просит мяч на ход: действия нашего фланга обороны, подстраховку его из центра и смещение остальных разжёвываем до мелочей, указывая ошибки!.. Кто понял сам, тот выполнил; кто не понял сразу, но не затормозил при окрике и тоже выполнил, вскоре воочию убедился в эффективности действия.
Но соперник может всё ещё надеяться именно на такую вот непонятливость и ошибку и многократно играть именно так, не меняя тактики. Но наш "не тормоз" (!) хотя бы вовремя выполняет подсказки!.. А потом, глядишь, ему и "без соплей стало ясно" (!!!) - сам сделает и другому подскажет...
Ну а если так и не становится ясно, выведен диагноз - тормоз, проще говоря, то надо искать альтернативу, никуда не денешься. Иначе он провалит игровой эпизод, подведёт команду в любой момент, и случится эта беда в самое неподходящее время, то есть как раз "по закону пакости".
---
Я дополнил своими словами выводы из психологической подготовки, переплетая их со всесторонним здоровьем действующих спортсменов. Очень надеюсь, что объяснял понятно и не сложно.
***
Выводы.
Можем ли мы сегодня говорить о наличии такого здоровья в наших футбольных сборных? Возьмём хотя бы обе первые - мужскую и женскую. Обеим сейчас предстоит сложный этап в их работе, существовании вообще. И сможем ли мы оценить психологический климат в командах хотя бы на оценку "хорошо"?.. Я даю своё суждение.
В мужской национальной сборной общее здоровье команды на хорошем уровне: люди давно знают друг друга, очень профессионально относятся к своим обязанностям и помогают каждый каждому. Здоровая конкуренция в составе есть. Это плюс.
Теперь минусы.
1) Чисто профессиональный уровень нашей команды так и не изменился в + по сравнению с прошлым временем. Причина проста: какой бы ни пришёл тренер, взрослых и достигших своего пика игроков (прошедших пик) он уже не вытащит выше. А молодёжь пока не способна решать большие дела.
2) Сам тренер пока ничем не вразумил, кроме мутных россказней о "надёжной обороне" и т. п. Между тем мы получаем игровые голы от Кореи, от Сирии, Ирана; в то же время забиваем с огромным трудом экспериментальным составам КНДР и Катара, и то усилиями явного лидера - Адыла Ахмедова. И уже не можем забить с игры той же Сирии, ещё и Ливану, а уж об Иране и говорить не приходится. А "ВДРУГ" и "С ПОТОЛКА" игра не приходит, за пару месяцев особенно, да с тем же составом - тем более особенно.
Чудес на Кубке Азии от нашей команды я не жду, но и не прогнозирую результат, как обычно. Просто готов ко всякому. К проявлению воли, стремлению к победе - да, и только этот козырь я считаю основным у нашей команды.
---
В женской первой сборной, буду до определённой меры откровенен, пока становление климата впереди. Вовсе нет никаких недоразумений, чтобы не подумали так! А чисто по срокам и привыканию друг к другу команда пока сырая: состав даже не определился ещё, УТС в настоящее время призван ещё раз произвести притирку и отбор игроков по кондициям. Надеемся, что уже на февральском сборе команда предстанет в более сбалансированном виде, и тогда уже придёт время поработать с ней психологически.
Работает спортивный психолог и сейчас, но когда состав на второй отборочный этап ОИ-2020 будет определён, это направление работы станет ещё более важным. И тогда мы сможем проводить параллели со здоровым климатом; а он, в свою очередь, исходит от здоровых всесторонне личностей.
Не их вина, что сборная собралась спустя долгое время - только на турнир CAFA Women´s в конце ноября 2018 года. А до того первая сборная просто не существовала на свете более года. Кто в этом виноват и кто саботировал всё подряд в женском футболе, мы давно знаем. И не о том тут речь (когда нужно будет, я вернусь к теме более круто, не расслабляйтесь там!). А речь о здоровой команде, об умении нашего тренерского штаба работать и создавать всесторонне здоровый климат среди игроков. Что в немалой степени зависит и от них самих, разумеется.
---
Вот и такое переплетение с наукой о здоровье человека - валеологией - присутствует в нашем футболе.
Наверное, есть похожие проблемы в той или иной степени и у других, но нас они меньше всего волнуют. Потому что наша сборная - это сборная Узбекистана, юношеская, молодёжная или взрослая, женская или мужская - не важно. Потому тема эта применительно к футболу стала мне интересна для обсуждения.
Автор множества работ на этот счёт - Ильдар Ахмедович Кошбахтиев - выбрал чрезвычайно интересное направление, объединяющее в себе не только бытовые человеческие факторы здоровья, но и возможность применять его как одну из оценок профессиональных качеств футболистов.
***
"ТРИБУНА": авторские материалы.......
---
Комментарии