Тренерское образование: групповые ТТД - часть 2-я.
Само по себе образование тренеров ещё полдела. Куда важнее проявить истинную интеллектуальную и человеческую образованность, которая позволит тренеру применить на деле полученные знания в процессе образовательного цикла. Мы вовсе не претендуем на истину последней инстанции, но не можем пройти мимо воистину ценных аспектов современной тренерской работы. Она у нас выразилась в длинном цикле, который был начат более года назад и продолжается до сих пор с различной периодичностью.
Вот совсем недавно мы развили тему групповых тактико-технических действий в тренировочном процессе, показали примеры задач и в отдельных случаях - условия их выполнения. Сегодня мы представим ещё десяток подобных задач на той же платформе: дана задача, а условия её выполнения либо продумываются тренером самим, либо мы даём толчок - показываем хотя бы 1-2 предлагаемых условий, и снова дальше тренер мыслит сам.
Так мы продолжаем активно пропагандировать в современном футболе идеи настоящих творцов и академиков советского и постсоветского футбола Валерия Лобановского, Олега Базилевича и Анатолия Зеленцова.
Совсем скоро мы снова вернёмся к нашим внутренним делам, а пока творческая страница нашей работы.
***
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ КОМАНДЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ.
Валерий Лобановский и Олег Базилевич...
III. Примеры ТТД.
Задача 11.
Целевые перемещения для создания численного преимущества в зонах атакующих действий.
Для начала покажем одно условие как пример-подсказку.
Условие.
Игра N на N игроков в трёх зонах (например, 3х2 + 2х3 + 2х3). Перевод мяча из первой зоны во вторую, при этом создание численного равенства достигается путём подключения в среднюю зону одного из игроков 1-зоны; при переводе мяча в 3-зону подключают 1-2 игроков из средней зоны - численное преимущество!
Условие при потере мяча - обязательная взаимозаменяемость в "парах-связках"!
* - под этим значком наши примечания; к этой задаче их нет, всё очень чётко изложено и без них.
---
Задача 12.
Коллективный контроль мяча в сочетании с согласованным манёвром футболистов.
Условие.
Дадим сразу несколько полуподсказок:
- играть на ограниченном пространстве в 1-2 касание с использованием нейтральных игроков;
- исключить обратные передачи;
- исключить длинные переводы "нейтральный>>нейтральный";
- усложнение! - мяч на месте не стоит;
- усложнение! - после передачи игроку мяча предложение в направлении передачи - развитие вертикали...
* - мы здесь уже ну ооочччень здорово показали условия, часть из которых - честно! - придумали только что сами, а вовсе не взяли у Лобановского и К°; а дальше вы уж сами, ибо тут непочатый край для творчества.
Больше подсказок не будет! Только задачи и наши примечания.
---
Задача 13.
Целенаправленное расширение зон действия с задачей взаимозаменяемости в групповых атакующих или оборонительных действиях.
* - заметим, что расширение игровых зон более эффективно отрабатывать в двусторонней игре, конечно же. Это не условие, а как бы сам по себе разумеющийся фактор: есть цель - ворота, у одних есть задача атаковать широким фронтом, то есть налицо стремление создавать больше открытых зон в атаке; а у обороны наоборот - перекрытие этих зон за счёт численного преимущества и компактности, а когда за спиной своя рама, всё яснее ясного.
---
Задача 14.
Коллективные перемещения с целью поиска кратчайших атакующих предложений в сочетании с длинными и средними передачами мяча.
* - мы можем провести аналогию с задачей 13, но добавить некоторые особые условия: например, включить применение ударов с разных дистанций, или исключить игру в пас в средней зоне... Сами решайте.
---
Задача 15.
Динамическое занятие выгодных позиций с последующим опережением соперника в завершающей стадии атаки после нацеленных передач с флангов, через центр, по диагонали или через "стенку".
* - нет примечаний, всё очень ясно сказано в задаче.
---
Задача 16.
Групповой скоростной манёвр с целью занятия выгодных позиций для атаки через центр.
* - можем посоветовать тут не в качестве условия смену мест игроков из 1-2 и 3 зон, особенно если соперник применяет тактику "искусственного офсайда". Это тоже не подсказка, не условие, а один из вариантов задачи.
---
Задача 17.
Перемещение группы атакующих игроков с целью создания нескольких вариантов предложения атаки (в том числе отвлекающих) с последующей игрой "в стенку" (обратная "стенка", двойная "стенка", выход игрока на свободное место, освобождение после коллективного манёвра и т.д.)
---
Задача 18.
Манёвр группы атакующих игроков с отвлекающими действиями на флангах с целью подготовки и реализации ударов по воротам с дальних и средних дистанций.
* - мы видим схожесть в задачах 17 и 18, хотя есть и расхождения; это говорит о том, что каждую из этих задач следует либо отрабатывать отдельно, если мы чётко акцентируемся на чём-либо, либо отрабатывать в смешанном варианте, если мы предоставляем игрокам возможность творчески поработать в этот отрезок тренировки.
---
Задача 19.
Нацеленные передачи из разных точек поля в район штрафной площади с одновременным манёвром группы игроков для завершающих ударов головой или создания выгодных условий другим атакующим партнёрам.
* - здесь скорее пожелание: имейте в команде умельцев длинных передач! А для этого используйте и реализуйте по максимуму возможности каждого игрока, кто умеет это делать лучше, чем "удовлетворительно".
---
Задача 20.
Коллективный скоростной выход группы атакующих игроков в направлении своих ворот при попытке соперника создать "искусственное положение вне игры" с одновременным предложением в свободное пространство одного или группы игроков из глубины обороны с целью завершения атаки.
* - внимательно просмотрите задачу 16!.. И найдите сходство и способы выполнения обеих задач.
***
Заключение.
В этом мини-цикле было три материала, в которых вам предложено 20 тактико-технических тренировочных задач. Выбирайте по направленности своей работы и соотносите с правильной нагрузкой по программе интервальных тренировок. Пример одной из таких также был вам предложен ранее, в конце предыдущего материала.
... и человек, которого мало кто видел! - Анатолий Зеленцов.
Ну и просто не забывайте никогда, что идеи Лобановского и Базилевича, научно подкреплённые Зеленцовым, в своё время явно опередили развитие всего мирового футбола и являлись по-настоящему революционными. Теперь их методы интервальной тренировки в самом расцвете, команды получают нагрузку и чередуют её с восстановлением именно так. Результаты сильнейших клубов мира, УЕФА в частности, перед вашими глазами всегда.
Тренерское образование вскоре будет продолжено...
***
"ТРИБУНА": авторские материалы.......
---
Комментарии