Чем мы отличаемся от них: часть IV.
Постараемся сегодня завершить цикл о подготовке и формированию женской национальной сборной. Ведь каждый раз хочется не растягивать, а передать краткую суть.
Но подходя к завершению очередной части, понимаешь, что снова что-то всплывает, до того чуть упущенное или возникшее в памяти прямо сейчас, в процессе работы...
Кстати, этим должна отличаться работа тренера: постоянно что-то должно быть не сделано до конца, где-то не всё реализовано и какие-то резервы не востребованы... И стремиться наверстать! - ... ан тут же новые резервы открываются! - вечная неудовлетворённость показателями и результатами.
Ещё раз кстати, в сильнейших футбольных странах мира так и работают. И гордо поют об этом:
"... Gezüchtet um zu siegen!
Auserwählt und nie zufrieden..."
(Растить, чтобы побеждать!
Выбирать и никогда не быть довольными...)
Уж простите, если спроецировать в контекст женского футбола, не владею ни корейским, ни японским, ни китайским языками (!). Ну и ладно, меня же тут на русском читают, вот и поехали снова!..
*****
ГЛАВА IV.
1. Критерии отличия.
Мы прямо так и говорим, как в нашем заголовке. Так и будем мерять - буквально критериями качества. Разделим наших и "ихних" на составляющие. И вот что получаем прямо сейчас, сей момент.
Начнём с "бочки мёда", то бишь с аналитических данных, говорящих о том, в чём мы НЕ уступили сильнейшим командам мира или находимся в состоянии, достаточно близком к ним.
1) Это уровень ОФП и СФП.
Да, как ни странно звучит для многих наших ... эээ... даже тренеров, мы не уступили в матчах ЧА U-19 в этом показателе Китаю точно. Мы говорим об основном составе, разумеется, каковой всего один у нас из 10-11 игроков, но по два равноценных имеется у наших соперников. Вот усилить игру со скамейки равноценными заменами мы могли не всегда: это сказало лишь об отставании ряда игроков от соперниц в плане "физики", но наша основа держалась либо вровень, либо почти не уступала.
Китайскую команды в последние 20 минут игры мы даже прижали в их первой зоне. Это не потому что они стали так играть, а потому что НАШИ НЕ ДАВАЛИ ИМ ДЫШАТЬ своим движением. Забить только мы не сумели, то есть не преодолели "автобус", поставленный в штрафной площади...
С КНДР - чуть слабее. Те в небольшом проценте нас сумели перебегать, но забить боьше так и не смогли. Это уже был наш не первый матч, а второй, и кое-что уже девочки понимали на своём опыте, как играть против таких сильных физически и подвижных соперниц. Те же 0:2 с действующими чемпионами мира и ничем не прикрытое удивление корифеев АФК и ФИФА: "Как это вы смогли так подготовить команду всего за пару лет?!.." - они хорошо помнили этот же наш состав с ЧА U-16 в 2015 году. Мы получили тогда от Японии и КНДР в группе по 0:4 и дали 3:0 Тайваню...
Отсюда вывод.
При должном уровне работы во время УТС (которых у нас раньше просто не бывало) мы сможем довести всех игроков сборной и ближайших кандидатов (расширенный состав на УТС) до нужных критериев ОФП / СФП.
---
2) Полусладко-полукисло: игровое мышление - футбольный интеллект.
Двигаемся от вкусной еды к менее приятной: постепенно приучаем руководство ФФУ к не самой эстетической стороне нашей "футбольной пищи". Да, приходится! - они действительно мало знают.
Побеседовав с ведущими тренерами мира и Азии, наш главный тренер часто цеплял важнейший вопрос: "Чего нам, Узбекистану, не хватает для того, чтобы обыграть вас?.." - при этом отчётливо понимал, что всех карт ему не раскроют.
Но относительная откровенность всё же неизбежна; а дальше - верно сказали те же японцы: "Вы уж сами додумаете, у вас есть всё для этого," - имея в виду как наши ресурсы, так и личность главного тренера.
Так чем же наши девочки-футболисты отличаются от сильнейших мировых интеллектуалок? В общекомандном ракурсе и в личностном?.. И МЫ УВИДЕЛИ это отличие!
Можно снова разделить на подпункты:
а) скорость игрового мышления, быстрота принятия решения в игровой ситуации;
б) правильность принятых решений и процент брака - уровень мышления, самый интеллект;
в) теоретическая грамотность и тактическая выучка: то бишь умение в различных ситуациях действовать либо строго по учебной схеме (что часто бывает вполне эффективно), либо напрочь уходить от шаблона и принимать нестандартные решения - креативность мышления...
Вот тут мы значительно утупаем нашим сильнейшим оппонентам. Это горькая истина, приведшая нас к самому "невкусному куску еды", который мы показываем далее.
---
3. Выучка с детства или искусственное вливание из вне.
Мы должны смотреть в глаза реалиям, а не витать в облаках и не упиваться своим "всесилием и умением распоряжаться, отдавать приказы и ставить задачи" и т. д. Такой подход - это заведомый уход от реальности. Хотите снова сравнение? - всегда рад!
Вы верхом на коне с шашкой наголо и исполнены справедливого гнева против агрессора, кипите патриотическими чувствами и лопаетесь от самых возвышенных эмоций: "За Родину!" - и т. п.
Но против вас - ТАНК... Я больше ни слова не скажу, сами всё додумайте своим патриотическим складом ума... Уверен, уже немного остыли.
А ведь есть такие болельщики (и даже специалисты... эээ "спецы"), которым и эта прозаичная эпиграмма не ясна. Придётся им пояснить, что значит "скакать на коне в лобовую атаку на танк".
Я всё уже сказал в подзаголовке п. 3.
И это сегодня касается нас напрямую: девочек, пришедших в футбол с детства, у нас минимум. Основная масса пришла в клубы высшей лиги или команды первой уже в подростковом возрасте или гораздо позже. Есть перешедшие из других игровых видов спорта, есть легкоатлетки и пр.
1) Привить человеку чисто футбольные навыки с юных лет, а лучше с детства - это одно.
2) Привести гандболистку в футбол в 16-18 лет и начать её переучивать - совсем другое.
3) Исходя из пп. 2), мы получим возможно физически готовую спортсменку, понимающую толк в командной игре и абсолютно ратующую за коллективные действия - это плюс.
4) Исходя оттуда же, мы получаем массу проблем с восприятием ею чисто футбольных тонкостей, сугубо специфических, которые НЕ встречаются больше ни в одном другом виде спорта.
А в том же гандболе, скажем, требуют ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ действий, нежели в футболе, хотя бы по причине ОГРОМНОЙ РАЗНИЦЫ В ПЛОЩАДИ ПОЛЯ, УДАЛЁННОСТИ ОТ ВОРОТ И ДРУГ ОТ ДРУГА, ПОНЯТИЯ "ПРЕССИНГ У ЧУЖИХ ВОРОТ" И СОБСТВЕННО ВОРОТАМИ - ИХ РАЗМЕРАМИ... И много-много чего ещё, чем отличен от всего другого ТОЛЬКО ФУТБОЛ, но даже НЕ футзал - игра, наряду с родством, имеющая колоссальные отличия от футбола...
5) Всему этому НЕ научишь (не переучишь тем более) взрослого спортсмена никогда.
Этому очень сложно научить подростка, ранее игравшего, скажем, в волейбол или что-то ещё.
Этому ВОЗМОЖНО и немного легче научить тех же подростков, до того НЕ игравших в другие игры и не забивших свои мозги иными тактическими восприятиями...
Этому НУЖНО и ЛЕГЧЕ УЧИТЬ ДЕТЕЙ, принимая их в футбол в "ЗОЛОТОЙ ВОЗРАСТ ОБУЧЕНИЯ" - 7-11 лет. Исключения редки - до 12-13 лет: это в силу чуть более позднего полового развития, но без других отклонений.
---
4. Сравнение с соперниками.
1) У них это пославлено на поток уже много лет, несколько поколений девушек готовятся именно с "Золотого возраста" и далее. Вот в этом мы уступаем им в качестве, потому что...
2) В игре у нас на поле отсилы 3-4 таких футболиста: это отметили тренеры сборных Японии, Северной Кореи, Китая... То есть это игроки, которые от природы обладают этим игровым интеллектом, которому НЕ НАУЧИШЬ. Но который вовремя попал в футбол и стал развиваться; попал именно в футбол, а не в дзюдо или карате, не в хоккей или регби, и не в л/атл или плавание...
Вывод очевиден теперь даже "для особо одарённых", как любят выражаться старшины рот и т. п.
Никакие привлечённые из вне игровики НЕ ЗАМЕНЯТ ИСТИННО ФУТБОЛЬНЫХ ВОСПИТАННИКОВ. Их нужно именно воспитывать с детства, набирать в "Золотом возрасте" и растить для побед, как в куплете из немецкой песни в начале статьи...
---
5. Но есть одно большое НО.
Это отсутствие на сегодня нужного числа игроков такого уровня. Как ни бейся и ни ставь задачи, мы всего лишь "всадник на лошади", пусть даже очень ловкий и сильный, но против "японского танка" в женском футболе. Значит...
1) Нужно реально оценивать наши силы и не требовать невыполнимого сегодня. То есть враз и внезапно мы намного сильнее играть не станем, и КНДР с Японией мы ВДРУГ не обыграем.
2) Нужно время на взросление минимум одного поколения футболистов - это 7-8 лет. А через 10 лет они станут давать постоянный результат. Это те, которым сегодня по 7-11 лет, а тогда будет по 17-21...
3) Это поколение ещё минимум лет 10 будет потом играть. А под ним будут подходить одно за другим следующие поколения... Так мягко и планомерно Япония и ей подобные минуют болезненные периоды смены поколений: у них всегда любая готова сменить любую! Молодая вместо взрослой, дальше ещё молодая или средняя и наоборот, и так на потоке...
---
6. Не терпится!..
Понимаем и эти чувства. Только хочется предупредить, что они продиктованы больше не реальными силами, а желанием выделиться на фоне других, всех предыдущих. И это не совсем верный ход.
1) Уход от реального восприятия дела и завышение своих возможностей всегда ведёт к провалу.
2) Нужна планомерная и - И МУДРАЯ - работа с подрастающим поколением и вновь набираемым в секции женского футбола. То есть пошаговая и качественная.
---
7. Кому доверить.
Автоматически всплыл вопрос тренерских кадров. Здесь автор и более прогрессивные специалисты радикальны.
1) Руки прочь от детских групп - ЖЕНСКИХ ТЕМ БОЛЕЕ!!! - неопытных тренеров, натуральных "маменькиных сынков", получивших дипломы и направленных по протекции папы / дяди / тёти в спортшколы-академии и пр., потому что они НИЧЕМУ ДЕВОЧЕК НЕ НАУЧАТ, но навредят изрядно своими требованиями "дай результат сейчас" и т. п.
2) Привлечение ТОЛЬКО ОПЫТНЫХ тренеров, имеющих большой стаж такой работы: можно брать тренеров из мальчишеских групп, они сумеют адаптироваться и к девочкам в силу своего опыта и житейской мудрости.
3) Ещё один автоматический пункт - достойное вознаграждение труда; тренер должен получать НОРМАЛЬНУЮ зарплату, а не крохи, на которые даже комуслуги полностью не оплатишь (я знаю, было время, получал такую з / п)...
---
8. Вот и главное: ОТКУДА БРАТЬ СРЕДСТВА ДЛЯ ВСЕГО ЭТОГО.
Ответ наипростейший: ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ.
Да, футбол нужно развивать именно так, на уровне правительственной программы, а не единичными примерами супер-клубов и богатых владельцев, которые на поверку оказываются не состоятельными довести сезон до конца. Ну и тому подобное, примеры не нужны, их все знают...
А сегодня мы смотрим реально на наших кандидатов и тренеров в национальную сборную и понимаем, что мы только находимся в начале пути, долгого и очень-очень трудного. Но вполне проходимого.
Снова сравнение!
1) Вы учили иностранный язык? И если да, то как сложно и быстро вам он дался?
Я учил, и по собственному опыту скажу, что есть методики очень толковые, а есть тупые до безобразия, рассчитанные на вытягивание денег у клиентов - сущий лохотрон.
И таковых везде около 90 %. Я это знал благодаря предупреждению сильных профи и подобных "лоховских штучек" избежал. Учить язык более глубоко стал по сильной методике, но очень трудной! - полное погружение, многочасовое ежедневно.
Это насилие над собственной волей, но лишь на какое-то время; результаты дали о себе знать примерно через полгода, и тогда никакого насилия уже не было. Появилась лёгкость и свободное восприятие, желание знать больше...
Ещё полгода... легче! И ещё... Если бы в нашей средней школе давали медаль за один экзамен, и он был бы по немецкому языку, сегодня я получил бы платиновую, а не золотую.
Но на уровне профильных ВУЗ и вообще грамотных носителей языка я понимаю, что тут мне оценка "удовлетворительно" пока будет в радость!.. Потому что нужно ещё много-много общаться и читать, слушать и снова читать и общаться - РЕАЛЬНО и ВСЛУХ! - это сродни играть спарринги на поле, а не на экране компа...
2) Вот в чём и было сравнение.
Я легко обыгрываю средние школы, прямо вразнос. Это образная вторая лига, непрофильное заведение, где язык не учат специально, а лишь для общей галочки в аттестате.
Я понимаю в общении носителей, но ещё не на 100 %. И пока не умею абсолютно воспринимать литературу, особенно специальную и техническую. Хотя равным себе я вижу не очень много людей, и данный уровень позволяет свободно оказаться в этой языковой среде и быть абсолютно спокойным за свою адаптацию и коммуникацию: меня поймут люди и я пойму их - по факту первая лига.
Но я пока НЕ дотягиваю до настоящих носителей или профессиональных языковедов, лингвистов или, скажем, военных разведчиков (чью методу я использовал). Нужно ещё многое постичь до "вышки"...
Трудно ли это?
Да, очень, особенно для лентяев! Но если хочешь, то научишься - САМ, а не кто-то научит тебя. Потому что многие психологические барьеры человек обязан научиться преодолевать САМ.
Кто снова не верит? Что ж, "Фомы", хотя бы у солдат СА спросите, кто пару лет родине отдал.
3) Так и в футболе:
а) мы без проблем обыграли вторую лигу АФК;
б) мы наравне с первой лигой;
... всё, до "вышки" мы пока не дотянули.
А на ЧМ выходят команды из высшей лиги, но никак не из первой. И никакие силы неба или "приказы-задачи сверху" не заставят наших настоящих сборников играть сильнее, чем уже имеющаяся высшая лига женского футбола Азии, читай - мира.
Нам нужно ещё очень много работать над повышением своего уровня!
Дайте время! - понимайте реальность!! - создайте условия!!! - помогите их создать нам!!!! - НЕ МЕШАЙТЕ!!!!! - И ПОЛУЧИТЕ ОТДАЧУ ЧЕРЕЗ ОДНО ПОВЗРОСЛЕВШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ - ВСЕГО ЛИШЬ!!!.. ПОТРУДИТЕСЬ ПОМОЧЬ РЕАЛЬНО, идя по трудному и настоящему пути, а не по утопической лёгкой тропинке в никуда.
*****
Очень вероятно, что мне придётся дополнить эту статью ещё какими-то существенными вещами. Это может прийти в голову сегодня или завтра... Это может быть дописано тут или в новом материале... В любом случае, это пока очень большая тема.
... ... ...
Уже сию минуту пришло осознание ещё одного большого и важного требования, связанного с психологической подготовкой игроков. Это будет, пожалуй, отдельная статья на эту тему:
"Дисциплина игроков - общая и игровая. Доверие игроков тренерам и обратно."
***
Комментарии