Какая система нам нужна сейчас.
ПРОЛОГ.
Оставляем на время "женские страсти", весьма увлекательные и столь почитаемые автором (!!!), и вернёмся в сложную жизнь мужского футбола. А для внимательного читателя сразу станет ясно, что подавляющее большинство предлагаемого здесь на 100% применимо в женском футболе.
Итак, поехали...
Аlso fahren weiter...
Автор часто заводил тему о построении системы подготовки наших детей в футболе. Не раз указывал на необходимость развития резерва в большом количестве на примерах ведущих стран ФИФА, то есть абсолютно обеспеченного резерва - всем инвентарём и толковыми тренерскими кадрами. И отмечал, только тогда мы сумеем в краткие сроки - взросление одного поколения футболистов - поднять уровень нашей ПФЛ. А ещё через поколение мы сможем реально не опасаться за наше постоянное участие в финальной части ЧМ и присутствие в числе медалистов КА. Дальше - больше...
Многие могли задать мне резонный вопрос (и кое-кто задал, за что я благодарен им! - * ), как же всё это сделать по факту. Ведь говорить мы можем много и долго, а как построить саму систему? Ну хотя бы как выглядит схема подготовки футболистов с детских лет до профи? И как сделать это не просто показушно эффектным, а истинно эффективным, дающим реальное пополнение в ПФК и сборные страны всех возрастов, вплоть до главной.
---
* - А благодарен я этим людям и за своеобразный "пинок-ускорение", который они мне придали своими вопросами: всё никак не мог собраться написать такой материал, и вот они невольно меня к этому сподвигнули. Не суть важно, кто они, а важно, что это по-настоящему заинтересованные в развитии футбола люди. Причём на всех уровнях, особенно с детского и юношеского.
---
Вот теперь переходим к существу вопроса. Пусть не пугается читатель, объём вовсе не страшный (!). Для облегчения восприятия автор решил уложить всё в схемах. Так даже легче и удобнее воспринимать картину. И сразу замечу, что данные схемы - вовсе не догмат, а лишь образный шаблон, своеобразный "ствол дерева", от которого всегда должны произрастать толстые ветви, а от тех - тонкие, и уже на тонких вырастут сами плоды, к чему мы все стремимся.
Само разнообразие и количество этих "веток" зависит от многих факторов, в том числе от местных условий проживания, от численного людского ресурса и т. д. Я покажу средний вариант, вполне применимый в нашей республике в городах и густонаселённых районах областей. И снова по главам.
===================================================================================
I. ВЕРТИКАЛЬНАЯ СИСТЕМА В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ.
В эту систему входят:
1) Детский/массовый футбол.
2) Организованный подростковый-младший юношеский футбол.
---
Неизбежное разделение: отсев бесперспективных, возможен их уход на любительский уровень.
---
3) Старший юношеский-молодёжный уровень.
4) Профессиональный уровень: дублирующие и/или основные составы клубов ПФЛ / 1 лиги.
5) Профессиональный уровень: основной состав клубов ПФЛ, участие в Олимп. и Нац. сборных.
***
А теперь схематичный рисунок этой вертикали. И сразу многое станет ясным, вплоть до сроков подготовки людей в определённые периоды и численности спортсменов тогда-то и там-то.
---
Схема 1.
№ |
Наименование этапа обучения. |
Продолжительность обучения; возраст. |
Количество обучающихся, перешедших снизу. |
Соотнош. выпуска в %.* |
1 |
ГНП (Гр. нач. подгот.) |
3-4 года; (6) 7-10 лет. |
Не огранич. По здоровью. |
~ к 2 составам. |
2 |
УТГ (Уч-тренир. гр.) |
5 лет; 11-15 лет. |
1 и 2 составы по 16-18 чел. |
Не > 50%. |
3 |
ГСС (Гр. спорт. соверш.) |
3 года; 15-18 лет. |
1 состав не > 18 чел. |
В идеале все. |
4 |
Дубль ПФЛ / 1 лига. |
1-2 года; 18-20 лет. |
ПФК: в идеале ~1/3 штата. |
Реально ~10%.* |
***
Ещё один рисунок-схема, показывающая, где и в каких учебных заведениях должны быть такие группы футболистов. Здесь могут быть лишь уточнения по месту жительства и наличия учебного заведения.
---
Схема 2.
№ |
Учебные заведения по вертикали. |
Наличие групп, учебных классов. |
Регионы: города, сельская местность. |
Централизация подготовки. |
1 |
КФК >> ДЮСШ… |
ГНП >> УТГ |
(+)+++ >> +++++ |
По месту жит. |
2 |
ДЮСШ >> РКОР и т. п. |
УТГ >> ГСС |
+++ >> +++ |
Город област. знач. |
3 |
РКОР, Академии… |
УТГ >> ГСС |
+++ >> +++ |
При ПФК в ПФЛ. |
4 |
В дубле ПФЛ, 1 лиге. |
- // - |
По наличию клубов ПФЛ. |
На местах в ПФК. |
***
Вы обратили внимание за значок * в правом столбике верхней схемы, конечно. Прежде чем объяснить его настоящее значение, пройдусь по всем пунктам снизу вверх. С этой схемы 1 и начну.
===================================================================================
ГЛАВА II.
1. Расклад первой схемы.
---
1) Набор детей в возрасте 7 лет (акселератов можно и с 6) и ведение их до 10 лет. Можно брать подвижных и стремящихся в футбол детей вплоть до этого возраста. В отдельных случаях допускается и более поздний приём, если ребёнок показывает хорошую динамику роста и перспективу.
Главное условие здесь - здоровье и отсутствие противопоказаний к занятиям активной физкультурой. Именно так, ибо в данном возрасте это пока не спорт. И стремление ребёнка, безусловно!
В эти годы превалирует игровой метод тренировок, сопровождающийся весёлыми интересными упражнениями, конкурсами и прочим, что может увлекать здоровых детей. При этом мяч - постоянный снаряд в работе! Всё - с мячом!! Искусственно создавать условия для детей, чтобы те учились технике и ловкости обращения с мячом как бы невзначай, в естественной игровой форме. Частая двусторонняя игра выявит черты характеров детей, типы темпераментов и предпочтений...
Никаких строгих тактических заданий и требований "дать результат" - ТАБУ!!! Иначе гнать такого "тренера" поганой метлой не только от детей, а из футбола и спорта вообще.
2) Переход на уровень УТГ - это не самый болезненный этап в развитии. Пока различие в подготовке малое, с 10 и лет до 12 дети почти не восприимчивы к тактике. Игровые тренировки, развитие координации и ловкости... В УТГ уже необходимо развивать чисто профильную ловкость, то есть учить и имитировать игровые ситуации, где нужна резкость, гибкость, скорость и хитрость.
Недаром от 7-8 до 12 лет - это и есть "Золотой возраст обучения"! Как раз в УТГ первых лет становятся видны более чёткие перспективы детей-подростков.
К тому же не забываем современные методы генетического отбора. Вплоть до физической фактуры. Говоря более прямо, если сам ребёнок в 12 лет ростом всего 120 см., как "дядя Фёдор" из известного мультика, надо смотреть генетику! И если папа его и мама тоже ниже 160 см., то в профессиональном футболе ему делать нечего, если только он не наделён талантом Месси или Пеле. А наделён, так его и в 7-8 лет заметят, и к 12 он будет на особом счету у всех лучших академий. Но таких детей не просто мало, они рождаются раз в поколение или реже. И то мало где.
---
Отсев: очень болезненный, но необходимый период. Тренерам придётся совершить очень неприятную для себя, ребёнка и его семьи миссию. Если к тому времени юный футболист сам не понял, что он(а) не соответствует нужному уровню и не имеет возможности хотя бы догнать сверстников, нужно выполнить этот неприятный процесс. То есть с помощью разных психологических методов (от ситуации зависит, от темперамента ребёнка и его семьи, ну и т. п.) объяснить, почему он(а) сегодня освобождается из данной группы.
Если есть возможность и желание ребёнка продолжать занятия, необходимо рекомендовать его/её в команду уровнем пониже. При этом заверить его о своём постоянном контроле за ним и реально это делать. Хотя бы справляться у тех тренеров о его росте, изредка лично просмотреть в играх. Потому что в жизни случаются эпизоды, когда юный спортсмен раскрывается позже своих ровесников, бывает и очень поздно для футбола - после 16 лет. И попадает в ПФК.
Сколько труда и нервов он(а) затратил(а), сколько слёз разочарования и боли пролил(а), а в промежутках и от радости - получается!!! - известно только самому этому человеку. Но это настоящий труженик и волевой человек, с таким натурально не страшно в разведку идти. Это редкость, но случается, исключать этот фактор нельзя.
Как и случайный фактор, который вообще феноменален. Это появление в футболе с нуля в эти годы - 15-16-... лет - и сходу выход на высокий уровень. Исключительная редкость.
Мы знаем точно одного такого феномена по рассказам, архивным плёнкам, документам и замечательной книге Игоря Фесуненко - "Пеле. Гарринча. Футбол." Его имя - второе в титуле книги.
Манэ не вошёл, а влетел в футбол на "космической скорости" в 1957 году в возрасте 24 лет. И не только в профессиональный клуб, но и в национальную сборную Бразилии. А в 1958-м вместе с 17-летним Пеле он стал чемпионом мира. И не забудьте его хромоту! - разница в длине ног на 4 см.!!!..
Если же ребёнок явно бесперспективен (например, очень крупный и тяжёлый, хотя отклонений в здоровье нет), посоветовать другой вид спорта. Почему бы не штанга или дзю-до? Там возможны большие перспективы и т. д. А если слишком долговязый и медлительный внизу, то в волейбол, баскетбол... И снова по ситуации, разве что при появлении отклонений в здоровье строго выполнять рекомендации врачей. Даже если будет запрет: здоровье и сама жизнь дороже любого спорта!
Отсев произведён в нужном количестве, в таблице-схеме вы видели. Это переход в юношеский возраст - УТГ 3-го года обучения. В схеме 2 во 2-й строке сначала показаны +++ . Это три года после отсева. И они переходят >> ещё в +++ - это три года обучения в старших юношах и молодёжном составе.
Стало ясно, что отсев происходит примерно лет в 12-13, не позже. И остаются только те, кто в этом возрасте подаёт надежды на сильный дальнейший рост.
---
3) Мы дошли до важнейшего периода - собственно подготовки игроков профессионалов. И с этого времени начинается серьёзная многосторонняя работа тренеров, учитываются масса специфических нюансов, вплоть до тактических предпочтений основного состава данного клуба.
Образно, если команда "Васьки" применяет базовые 3-5-2 и в процессе игры предпочитает трансформироваться от номинала в 3-2-3-2 или 3-1-4-1-1, так или иначе насыщая центр поля и стремясь высоко встречать соперника, то и все молодёжные/юношеские команды этого клуба - "Васьки-2...3...4" и т. д. - тоже обучаются в этом направлении. И молодых футболистов клуба тоже готовят под эти схемы игры, учитывают специфику игроков, их личные качества и отбирают соответственно по линиям. С учётом современной универсализации, естественно, но в пределах возможного.
Тогда при выпуске из интерната/академии они быстрее смогут адаптироваться в дублирующем составе первой команды клуба, для них всё будет понятно. И позже лучшие из них без особых проблем впитают в себя манеру игры основы. Останется лишь приспособиться к скорости мышления опытных футболистов, научиться самим так же быстро соображать.
А тактику и стратегию игры команды они уже научились понимать и применять, играя ещё за юношей. И более сознательно и чётко - в матчах за старших юношей, за молодёжный возраст.
Выпуску в этом возрасте в идеале могут подлежать все воспитанники молодёжной команды. Вы заметили, что их стало вдвое меньше, чем было: это после отсева, о коем мы сказали выше. А сейчас мы можем быть безмерно рады, что у нас до выпуска без серьёзных травм и прочих ЧП и форсмажоров дошёл весь молодёжный состав! Практически это уже готовые футболисты для дублирующих составов клубов ПФЛ или даже для основы в 1 лиге.
Здесь краткое замечание.
---
Не говорим о 2 лиге! Сегодня это ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ УРОВЕНЬ, а не профи. А когда там появляется очень заметный перспективный молодой футболист, его быстро замечают и берут в ПФЛ. И он уже становится игроком профессионалом, а не любителем.
По большому счёту этот наш дивизион необходимо коренным образом перекроить, разделив его на ступени. Вплоть до создания ещё более низшей лиги. Но это очень серьёзная и отдельная тема.
*******
Щадя читателя и не желая "разводить бодягу на целый роман" (!) в одной статье, автор на этом сегодня делает остановку. И даёт возможность любителям футбола самим оценить прочитанное, рассмотреть показанные шаблоны схем подготовки футболистов и вполне реально предлагать свои мысли.
А почему нет? - если толковые предложения, реальные к исполнению, всегда рассмотрим, вытащим на обсуждение специалистов, а не только в соцсетях среди болельщиков.
Мы продолжим рассказ в следующий раз прямо с этого места. А именно с окончания 3-й строки в схеме № 1 с переходом на строку 4. Укажем возможные-таки потери кадров в этот возрастной период, их причины. Что и кто остаётся и как используется, куда попадает. Или не попадает и почему...
И там же покажем наши территориальные и прочие возможные варианты нахождения всех указанных учебных заведений по футболу в нашей стране.
***
Комментарии