Тренерское образование: групповые ТТД.


Вчера мы возобновили цикл тренерского образования и сразу въехали в систему Лобановского / Базилевича. Сегодня продолжаем эту программу: как было обещано, в этом материале показываем примеры тактико-технических действий команды в тренировочном процессе. Отрабатывая их, команды добиваются прогресса в игре.
---

Л-Б-9

Есть ещё небольшое наше замечание. Вчера в материалах чаще употребляется фамилия Лобановского. Но мы имеем в виду общую работу Валерия Васильевича Лобановского и Олега Петровича Базилевича; вчера тоже это было показано в прологе, а позже чаще фигурировало имя Лобановского. Но восстанавливая детальную и историческую справедливость, мы отмечаем, что оба имени стоят наравне и поровну делят заслуги в футболе. Говоря "Лобановский", подразумеваем тандем "Лобановский + Базилевич". А в ряде случаев - это когда речь идёт о научных разработках - прямое отношение к этой работе имеет ещё и Анатолий Михайлович Зеленцов, который вместе с Базилевичем заложил фундаментальную основу под все эти научные разработки в тренировочном процессе. А применять их они стали под руководством Лобановского. То есть тут и тандем, и триумвират; в обсуждениях учитывалось ещё мнение других профессионалов, о которых вчера мы также сказали.

Впрочем, сразу в дело!

***

ПРИМЕРЫ  ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ  ДЕЙСТВИЙ  КОМАНДЫ  В  УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ  ПРОЦЕССЕ.

I. Введение.

Здесь мы покажем поставленные тренировочные задачи перед футболистами; в отдельных случаях разжуём условия и разъясним способы их выполнения. Но в большинстве эту начинку вскрывать не будем, потому что:

- тренеры, которые хотят по-настоящему изучить методику интервальных тренировок и понимать степень интенсивности нагрузки в них, совмещая с чисто игровыми действиями футболистов, найдут ещё более объёмную литературу и станут работать по ней, а не ограничатся только нашими материалами - каплей в море;

- наша "капля в море" всё же направленно ориентирует тренеров на рабочие пути, даёт конкретные примеры и ставит чёткие условия, поэтому настоящая программа задач очень толковая и неоднократно подтверждённая в деле, дававшая и продолжающая давать результаты - усиление уровня готовности команды во всём;

- тренеры обязаны - не должны, а ОБЯЗАНЫ! - учиться думать сами, а не только хватать готовые программы из учебных источников: учитесь не только угадывать необходимые условия для данных задач, но и придумывать разнообразие, в том числе расширять спектр условий; а для координации их правильности не стесняйтесь обращаться к научной литературе, либо просите помощь у опытных профессионалов, которые натурально работали по методикам Лобановского / Базилевича.

Кое-где мы дадим свои примечания - *.

***

Советуем прочитать!

Олег Базилевич: «Я был эмоциональнее Лобановского.»

---

Л-Б-11

II. Выделение определённых групповых ТТД.

1. Задача: групповые и индивидуальные позиционные диагональные перестроения при оборонительных действиях.

Условия к задаче.
Игра на 4 ворот (2 больших и 2 малых) N на N игроков. Пространство между воротами разделено центральной линией поля. Команды располагаются по диагонали между большими воротами. Ввод мяча осуществляется только на половину поля соперника после "предложения" одного из своих игроков. Завершать действие команде, владеющей мячом, можно только после перехода в чужую зону всех партнёров. А отбор мяча разрешается только при условии перехода всех футболистов обороняющейся команды в зону владения мячом.

* - Обратите внимание, что:
- во-первых, N на N игроков - это зависит от того, что вы сейчас отрабатываете и в какой модели реакций организма: А или В, или же это поддерживающий тонус цикл реакций Д;
- подчёркнуто: переход обороняющихся в зону владения мячом - это вовсе не обязательно на свою половину поля! - мяч может быть в районе пересечения средней линии с боковой, и там обороняющиеся решили применить прессинг: их игроки могут располагаться вокруг зоны с мячом на обеих половинах поля - своей и соперника, лишь бы выполнялось основное условие данного ТТД - прессинга - на малом /  среднем пространстве.

---

2. Задача: групповые перемещения при создании глубины оборонительных действий.

Условия к задаче.
Игра на 2 ворот N на N игроков. После завершения атаки или её срыва команда отходит на свою половину поля и перекрывает заранее известные зоны игрового пространства.

* - оговорённое условие подразумевает неукоснительное выполнение. Это намеренная и кратковременная передача инициативы сопернику: мы не прессингуем на его половине поля и даём зайти с мячом во вторую зону. И уже тут активно встречаем, учитывая горизонтальное смещение и глубину поля. То есть соблюдаем компактность в любом случае. А зоны перекрываем сразу после потери мяча и ставим соперника перед фактом нашей вязкой обороны.

---

3. Задача: коллективные действия группы игроков при отборе мяча:
а) прессинг;
б) встречный отбор;
в) искусственный офсайд;
г) комбинированные действия...

Ещё раз поможем вам, уважаемые читатели.

Условия к задаче.
Комбинированные действия при игре N на N игроков на 2 ворот. При срыве атаки команды 1 три её игрока мешают развитию контратаки команды 2, остальные возвращаются на свою половину поля. При переходе команды 2 на чужую половину поля вернувшиеся туда игроки команды 1 вступают в борьбу за отбор мяча.
Вариант. Игра N на N игроков на 2 ворот. После срыва атаки команда, потерявшая мяч, располагается на половине поля соперника и атакует не менее чем двумя футболистами игрока команды соперника, владеющего мячом. Одновременно с этим закрываются все остальные соперники.

* - и уже не разъясняем ничего. Надо полагать, всё ясно и так, а включив воображение, вы разовьёте условия.

---

4. Задача: создание численного преимущества на определённом участке поля при потере мяча.

* - сразу наше примечание. Мы не даём тут условия, потому что надеемся на вашу смекалку и то, что вы уже учли три предыдущих условия. Кое-что оттуда можно вполне брать как шаблон и плясать от него по ситуации.

---

5. Задача: целевое использование свободного игрока при оборонительных действиях.

Условие. 
Точнее одно из многих возможных: после отбора мяча организация контратаки с использованием свободного игрока.

* - некоторые условия могут тесно переплетаться с задачей 4! - вооот вам какааая подсказка (!).

---

6. Задача: индивидуальные и групповые перемещения для занятия выгодных позиций с целью выполнения игровых действий на опережение при отборе мяча.

* - и тут сразу дадим примечание-подсказку, не ставя условия (придумайте исходные сами). Например, можно играть 1 в 1 - пас от тренера одному из них, или 2 в 2 с малыми воротами. А также приветствуется разнообразие технических и силовых приёмов (в рамках правил!) при отборе мяча.

---

Л-Б-10

---

7. Задача: переход к обороне после срыва атаки в зависимости от игрового пространства или его дефицита.

Пару варианов условий даём обязательно.
1) Защита против атаки на полполя, игра на одни ворота. Мяч вводится вратарём. Отбирающая мяч команда закрывает ближайшие адреса и не менее чем двумя игроками пытается отобрать мяч. После отбора организуется атака с многообразием вариантов: фланговые предложения, нацеленные разрезающие передачи, удары с дальних и средних дистанций по воротам, "стенки" и т.п.

2) Встречный отбор на своей половине поля.

* - 3)...N)... - думаем!

---

8. Задача: манёвр с целью выигрыша времени для занятия выгодных позиций при переходе от оборонительных действий к атакующим.

Одно из условий.
Играйте в трёх зонах 3х3 + 3х3 + 3х3. Мяч вводите последовательно сначала в одну зону, затем в другую и третью. При переводе мяча из 2-й зоны в 3-ю игроки из 1-й зоны резко подключаются в 3-ю! При переходе в оборону всё последовательно наоборот; при подключении игроков из глубины допускается преследование их соперниками первой зоны обороны. После завершения или срыва атаки происходит взаимозаменяемость игроков.

* -  мы уже достаточно показали в условиях (!)...

---

9. Задача: предложения в атаке при отсутствии оперативного пространства.

* - подсказка вместо условий (которые вы придумаете сами). Надо использовать всю ширину поля, создавать численное преимущество на участке поля, уметь делать длинные нацеленные передачи, наносить дальние удары... Не парьтесь! - это атакующие действия: например, против вас соперник выставил в защите "автобус"...

---

10. Задача: групповые и индивидуальные перемещения в атаке при наличии оперативного пространства.

Условий не ставим. Но укажем на сходность их выполнений с задачей-8. Ведь у вас появляется пространство и время, так используйте его!.. Пожалуй, это одна из наименее сложных задач, и уточнять не будем ничего.

---

Пока хватит собственно ТТД. Но мы продолжим показывать их в следующий раз. Ещё не менее десятка вариантов задач мы представим вам с тем, чтобы вы так же, как и теперь, включались в творческий процесс сами.

А пока нельзя не сказать о непременной составляющей интервальной тренировки.

***

Л-Б-15

III. Регулирование режимов нагрузки.

1. Режимы: "А", "В", "Д" и "Е".
Для достижения этих режимов в тренировках необходимо выполнение упражнений в таком порядке.

Режим "А" - возрастающая последовательность: 4 мин. - пауза отдыха - 6 мин. - пауза - 8 мин. - пауза - ... - 15 мин.

Режим "В" - убывающая последовательность: от 15 мин. в первой серии повторений до 4-х - в последней.

Режим "Д" - чередование продолжительных и коротких серий.

---

Л-Б-12

---

2. Примерная модель тренировки.

При показанной выше исходной информации модель тренировки, скажем, в режиме "А" может быть следующей.

1) Структура упражнений - игровая (задачи №№ 8 и 10).

2) Продолжительность упражнений - возрастающая: 4, 6, 8, 10, 12 и 14 мин.

3) Интенсивность выполнения серий упражнений - от ? до около максимальной (ЧСС до уровня 160-180 уд/мин).

4) Интервал отдыха - не более 3 минут; и каждая последующая серия начинается при ЧСС 126-132 уд/мин. Меньше нельзя! - теряется интенсивность нагрузки и собственно сущность упражнения, возникает другой режим и другие реакции организма. Проще говоря, отдых до полного или почти полного восстановления - режим "А" на смарку.

5) Количество повторений - 6 серий, что составляет ~70% от большой нагрузки.

Учитывая время разминки (около 20 минут) и заминки (~5-10 мин.), мы получаем примерно 95-100-минутную тренировку по времени. И подведение итогов, но эту часть тренеры выполняют по своему усмотрению.

---

Эту же программу продолжим в следующем материале тренерского образования. И тоже скоро!

***

"ТРИБУНА": авторские материалы.......

---

До скорого!

Матнда хатолик топсангиз, ўша хатони белгилаб, бизга жўнатинг (Ctrl + Enter)