Тренировка футболистов как один из сложнейших видов двигательной деятельности.
Показав начальный этап работы женской молодёжной сборной Узбекистана U-17 на ташкентском УТС, мы снова возвращаемся в предыдущую тему. Сегодня в разговоре о тренерском образовании рассмотрим конкретные примеры двигательной деятельности футболистов во время тренировочного процесса.
Предыдущий материал здесь, а из него есть ссылки на такие же предыдущие. Автор ресурса надеется, что хотя бы малая часть профессионалов, прочитав эти материалы от гигантов советского и постсоветского футбола, возьмёт что-то для себя. Кстати, можно скопировать тексты и сшить-скрепить в одну папку в виде книжки...
Лобановский и К* - это сильно, поверьте, молодёжь! Он придумал и сделал почти полвека назад то, о чём даже сегодня не все знают и не могут дойти. В то же время ведущие мировые школы футбола давно взяли его методы на вооружение, а исходя из физиологических факторов человека, никаких глобальных изменений вносить не надо. Потому что человек - он и 50 лет назад был человеком, и сейчас с двумя ногами и руками, головой...
***
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА: факторы успеха.
Мы говорим о профессиональном футболе, стало быть, проецируем работу и теорию на этот вид спорта.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Построение тренировочного процесса.
1) Успех тренировки зависит от трёх главных факторов:
- уровень знаний тренеров и игроков;
- материально-техническое и научно-методическое обеспечение;
- воспитательная работа (как элемент психологической подготовки).
При соблюдении этих факторов мы можем смело ставить цели. Берём клуб из лидеров страны.
---
2) Цели:
- успешное выступление в чемпионате страны (подтверждение титула чемпиона);
- победа в кубковом турнире;
- выход на международный клубный уровень и успешное выступление;
- успешное выступление своих игроков в составе сборных страны.
---
2. Необходимые условия.
Чтобы добиться указанного выше, необходимо решить несколько вопросов:
- повысить уровень функционального состояния футболистов, обеспечивающий разные стороны их специфической работоспособности;
- повысить уровень индивидуального и командного ТТМ (технико-тактического мастерства) футболистов;
- обеспечить необходимый уровень морально-волевых качеств и психологической устойчивости к началу ответственных соревнований, к большим по величине тренировочным воздействиям (всех видов);
- определить точно, кого и сколько футболистов мы готовим в различные сборные страны - молодёжные и первую.
---
3. Модели тренировочных процессов.
В подобных материалах вы неоднократно будете встречать обозначение моделей именно таким образом - А, Б и Д. Здесь я поясню, что они конкретно означают: призываю не обижаться тех, кто не знал, ибо это не упрёк ни в чей адрес. На курсах АФК этого не преподают, господа, а было это только в московской ВШТ в своё время. Многое взято именно из методики В. В. Лобановского, А. М. Зеленцова и О. П. Базилевича. И вообще будьте терпимее к новому (!). Факт: это для нас сейчас новое, ибо никто никогда об этом не говорил детально, не вникал. А ведь это сильные дела! - результаты мы видели и видим доселе...
Модель "А".
Рассчитана на развитие всех видов выносливости: скоростно-силовой, психологической, координационной, общей.
---
Модель "Б".
Рассчитана на развитие скорости.
---
Модель "Д".
Рассчитана на сохранение уровня спортивной формы.
---
4. Из чего исходим.
При построении тренировочного процесса перед играми мы учитываем состояние своей команды и её задачи. Но также необходимо знать, что нас двигает к этим задачам, понимать первопричину и пути исполнения.
1) Организационный и методический УТП (учебно-тренировочный процесс).
2) Систематизация компонентов игры.
3) Выделение принципов игры и путей совершенствования в зависимости от тенденций развития футбола.
---
Это была теоретическая часть сегодняшней темы. Далее перейдём непосредственно к практическим примерам.
***
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА.
1. Основные правила интервального метода тренировки.
1) Оптимальное количество серий в тренировочном занятии - 4. При высокой подготовленности команды можно выполнять 5-6 и больше серий. Увеличение количества серий оправдано в подготовительном периоде. Количество упражнений и повторений в серии зависит от наступления утомления и качества техники выполнения упражнений.
2) Соотношение времени работы и отдыха зависит от направленности тренировочного занятия и состояния тренированности футболистов.
3) В учебных сериях скорость бега должна быть в границах 80-90% от максимальной. Этим одновременно обеспечивается нормальный кровоток, функционирование органов дыхания, развитие процессов энергообеспечения мышечного аппарата.
4) Преимущественную часть упражнений должны составлять фрагменты игры, остальную часть - технико-тактические упражнения, прыжковые, беговые и др.
5) После 3-4 или больше серий с целью активизации процессов восстановления можно использовать 10-20-минутную работу, так называемый большой интервал, где применить лёгкий бег, подвижную игру и т.п. до снижения ЧСС (частота сердечных сокращений) ниже 120 уд/мин.
6) Индивидуальная дифференциация может учитывать, что более подготовленным спортсменам можно предложить большее количество повторений, или увеличить им продолжительность работы.
7) Этот метод поможет команде научиться менять темп и ритм игры в качестве тактического оружия. Умение своевременно изменить темп и ритм игры возможно только при высоком уровне специальной выносливости.
8) Футбольный интервальный метод можно назвать ещё методом игры и силы, где благодаря правильно подобранным средствам специальной подготовки развивается скорость, скоростная выносливость, а также сила, необходимая для бега, стартовых рывков, остановок, изменения направления движения. При этом нормально функционируют органы и системы организма, обеспечивается хорошее настроение, сила воли и воспитывается дух спортивной борьбы, истинного соперничества и желания побеждать.
---
Кое-кто спросит: "А где же тут практика? Снова теория..." Без сарказма отвечаю - вот она, практика, перед вами во второй главе! Это и есть практические советы и показания, которые нужно знать применять на поле.
---
2. А вот и цифры.
1) Развитие специальной выносливости - модель "А".
Структура упражнений - игровая.
Продолжительность серий - 4, 6, 8, 10, 12, 14 мин. и т.д.
Интенсивность выполнения серий упражнений - от 3/4 до околомаксимальной, пульс 160-180 уд/мин.
Режим чередования серий с отдыхом: каждая последующая серия начинается при ЧСС 126-130 уд/мин, то есть перерыв для отдыха может быть до 3 минут.
Количество повторений (величина нагрузки) - 4-6 серий, что в данном случае составляет примерно от 50 до 70% большой нагрузки.
---
2) Развитие специальной скорости - модель "Б".
Структура упражнений - игровая.
Интенсивность выше 3/4, приближается к околомаксимальным-максимальным усилиям по мере укорочения серии. ЧСС - 170-190 уд/мин. в процессе выполнения серии.
Продолжительность серий: 14 + 12 + 10 + 8 + 6 + 4 мин.
Режим чередования серий с отдыхом: каждая последующая серия начинается при ЧСС 116-104 уд/мин., перерывы для отдыха заполняются индивидуальными заданиями - совершенствование техники ударов, передач и т.п. В паузах не должны использоваться упражнения с высокой интенсивностью.
Количество серий - 4-6, то есть 50-70% от максимальной нагрузки.
В таких занятиях динамика продолжительности серий возможна в других вариантах. Например:
а) 14 + 12 + 10 + 8 + 6 + 4 мин.;
б) 12+12 + 10+10 + 8+8 + 6 мин.;
в) 8 + 6 + 4 + 8 + 6 + 4 мин. и т.д.
---
3) Работа в поддерживающем режиме - модель "Д".
Структура упражнений - игровая.
Интенсивность выполнения серий в диапазоне от 1/2 до околомаксимального. ЧСС 150-180 уд/мин.
Продолжительность серий: 10 + 6 + 10 + 6 + 10 + 6 мин.
Режим чередований серий с отдыхом: каждая последующая серия начинается при ЧСС 100-90 уд/мин. То есть примерно через 6,5-8 мин. отдыха.
Количество повторений - 6, что в данном случае составляет около 70% нагрузки.
***
Представили хотя бы в уме, ЧТО это такое?.. Мы говорим тут о нагрузках средних, околомаксимальных, хотя для нашего настоящего поколения профессиональных футболистов эти темпы покажутся варварскими, хуже запредельно-максимальных (!) - во какой термин я выдал!.. А после этого ещё находятся умники, утверждающие, что де современный футбол стал сильнее, быстрее и жёстче... Жестоким стал - факт, грубым - трижды факт! Жадными стали игроки - миллион раз факт!.. Но они не только не стали сильнее прошлых поколений, они стали слабее физически. Прибавим сюда нездоровое питание, неправильный отдых и восстановление, и мы получаем картинку среднего футболиста: он слабее не только киевских "динамовцев" Лобановского, но даже наших "пахтакоровцев", которые стали работать по схожим методам с Базилевичем. А начали с Кочетковым, который вытащил команду из трясины первой лиги в жесточайшей конкуренции сезона-1977 в высшую лигу. Но потом было 11 августа 1979...
---
На сегодня тоже пока хватит. Тем более этакий моральный урок в конце - с лихвой (!). Зато по делу и за дело.
В следующих материалах будут ещё примеры, графика и рассказы о работе тогда / сегодня - вот так можно связать. Потому что, повторюсь, нынешняя новизна - это методы полувековой давности. Просто тогда их задвинули, а Лобановский с сотоварищи не успели сделать больше - их было мало, не было поддержки. Но их увидел и услышал прогрессивный футбольный мир. До сегодняшнего дня в академиях стран-лидеров ФИФА используются эти учебные материалы, что ещё нужно для рекомендации?!!..
***
"ТРИБУНА": авторские материалы.......
---
Комментарии