Тренерское образование: элементы тактики.
Пока весь мир готов остановить футбол из-за коронавируса, мы продолжим цикл тренерского образования. Как раз вовремя, да и паузой можно воспользоваться для самообразования всем и каждому. Ну а потом, когда возобновятся турниры по футболу и футзалу, мы вернёмся в привычный новостной режим везде.
***
Источник для работы - один из выпусков издания FOOTBALL.UA, мы нашли в нём полезную информацию. Авторы изучили конкретное тренерское направление и предложили футбольному миру. А мы его - вам.
---
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ "ЭМПОЛИ" В ОБОРОНЕ И УГЛОВЫЕ ОТ "АТЛЕТИКО".
1. Почему Арриго Сакки хвалил работу Маурицио Сарри.
"Если у вас мало денег, тогда вам нужно больше идей," - Хосеп Гвардиола.
Вот с таких чётких примеров и цитат начинаем мы сегодняшний материал. Он коснётся двух элементов тактики, которые названы в титуле крупным шрифтом. В качестве примеров приведены две команды - итальянский "Эмполи" и испанский "Атлетико". Особенно показателен первый пример, когда в основном составе нет звёзд мирового уровня, но имеет место воплощение в дело тренерской мысли игроками имеющегося состава.
1) Как правило, работу тренера оценивают по результату.
В редких случаях отмечают общий прогресс игроков. Часто сам результат оценивается только по наивысшему критерию - победой в каком-либо престижном турнире, чемпионате или еврокубке (желательно под трендом ЛЧ). Благодаря такой оценке формируется некий закрытый клуб, в котором на протяжении многих лет господствуют одни и те же команды-фавориты, постоянно привлекающие к себе внимание.
В этом нет ничего плохого, если не принимать во внимание одну деталь: порой мы не видим, что происходит за этой условной элитной стеной, которую сформировали эти самые элитные клубы.
Нет сомнений, что победа в большом турнире основывается на качественном командном и индивидуальном исполнении. Но нужно отметить, что второй параметр для многих клубов лимитирован. В то же время качественное командное исполнение может быть присуще футбольным коллективам, в составах которых нет звёзд первой величины. Понимание этого обстоятельства позволяет посмотреть на работу тренеров команд среднего уровня совсем с иной точки зрения.
Недавно украинские специалисты проанализировали работу немецкого тренера Бундеслиги Рогера Шмидта в Леверкузене. Пусть не всегда его команде удавалось добиваться нужного результата, но скорость, синхронность и качество командных взаимодействий игроков "Байера" производили сильное и очень цельное впечатление.
---
2) В данном материале отмечаем работу Маурицио Сарри.
Благодаря слаженным взаимодействиям его скромный "Эмполи" иногда демонстрировал футбол высокого уровня, что было отмечено Арриго Сакки: "Сейчас в Серии "А" есть две команды - "Эмполи" и "Сассуоло", которые могли бы стать моделью для нового "Милана". У Маурицио Сарри и Эусебио Ди Франческо есть перспективные идеи, которые можно и нужно заимствовать тем, кто стремится ввысь по уровню." А об амбициях "Милана" можно и не упоминать.
Работу Сарри отметил и Зденек Земан: "Он привил "Эмполи" эффективную организацию игры, несмотря на отсутствие у него в составе футболистов топ-уровня."
Мы не будем полностью разбирать игру "Эмполи", а ограничимся анализом игровых действий линии обороны. Такая фокусировка, представляется нам, позволит лучше оценить работу тренера с командой. В качестве примера рассмотрим их домашний матч с "Наполи". Тут же представлены схемы из научной работы Сарри, которую он написал в 2007-году. В одном из разделов он описывал своё видение по поводу того, как должны действовать защитники в различных игровых ситуациях.
---
2. Схематичный разбор.
Схема 1. Классический пример.
Когда мяч находится на фланге, крайний защитник (тёмный) идёт на игрока с мячом, а остальные три защитника располагаются перед воротами. Сарри уделяет большое внимание синхронности и своевременности перемещений всех линий. Тут же пунктиром показано - вторым движением, как должны перестраиваться игроки при длинном переводе мяча на противоположный фланг.
---
Схема 2. Пример из матча "Ольборг" - "Динамо" (Киев).
Здесь крайний защитник не успевает закрыть зону в центре, из-за чего в обороне сразу возник дисбаланс. Это развитие голевой ситуации: Вида не успел занять нужную позицию и упустил форварда к воротам.
---
Схема. Отличие от предыдущей схемы.
Большое значение имеет зона, в которую переводится мяч. В данном случае в результате диагонального перевода получается более опасная ситуация, так как после приёма мяча на фланге игрок соперника может сразу выполнить передачу в штрафную площадь (в зону, из которой забивается примерно 90% всех голов).
Для этого три защитника, располагающиеся перед воротами, должны сразу глубже опуститься к своим воротам и занять позицию перед игроками соперника. Точнее так: между ними и своими воротами.
---
Схема 4. Применение верхней схемы.
Характерный эпизод в матче "Эмполи" - "Наполи", описанный выше в схеме.
---
Схема 5. Разнообразие при "закрытом" мяче и "открытом" мяче.
В первой ситуации игрок с мячом не может играть вперёд. В подобных ситуациях защитники должны выходить вперёд, оттесняя атакующих от своих ворот или оставляя их в положении "вне игры". Другая ситуация, когда мяч у игрока, находящегося выше и имеющего возможность играть вперёд, будет подробно разобрана ниже.
---
Схема 6. "Открытый" мяч.
Мы уже неоднократно отмечали в прошлых материалах, что при "открытом" мяче (когда соперник может играть вперёд), защитники должны двигаться к воротам или занимать позицию перед атакующими игроками соперника. Имеются в виду ситуации, когда до ворот ещё далеко. Важный момент отметим особо.
При "открытом" мяче искусственное положение "вне игры" не делается!
Как и на теоретической схеме 5: после передачи мяча назад на игрока, имеющего возможность играть вперёд, защитники "Эмполи" ещё до приёма им мяча начинают двигаться к своим воротам. То есть они заранее предвидят ситуацию - возможность передачи вперёд, которая позволяет им выиграть время для любого перестроения. А его лучше делать лицом к соперникам, а не догонять их с разворота, читая номера на спинах.
Даже если игрок соперника находится позади линии обороны, при открытом мяче защита всё равно должна смещаться назад. Для этого есть минимум два основания:
- если игрока с мячом никто не будет атаковать, то нападающий может успеть выйти из офсайда;
- ниже снова в схемах второе основание...
---
Схема 7. Снова пример из матча.
В данной ситуации игрок "Наполи" с мячом может играть вперёд. Поэтому два центральных защитника не держат линию со своими крайними защитниками, а смещаются к воротам вместе с нападающим соперника.
---
Схема 8. Продолжение этого же эпизода...
Спустя всего 2 секунды (!!) один из хавов "Эмполи" блокирует соперника с мячом, заставив того развернуться лицом к своим воротам. Сразу же защитники "Эмполи" вылетают вперёд, оставляя Игуаина в офсайде!
---
С такой организацией обороны у "Эмполи" столкнулся "Наполи" и ничего не смог поделать. Это лишь пара примеров, а других чётко выполненных взаимодействий также было много. На данных же моментах мы показываем вам общий уровень организации игры команды Маурицио Сарри. Кстати, до поры звёзд с неба не хватавшей, а с приходом этого тренера превратившейся в крепкий орешек для любого фаворита Серии "А".
***
Пролог к продолжению.
Понятие "закрытого" и "открытого" мяча тесно связано с командным прессингом. Во время матчей часто возникают ситуации, когда команда сначала обороняется на своей половине поля, а потом резко выходит в активный прессинг на чужой половине. Сигналом для таких действий является движение мяча в сторону ворот соперника. Из-за этого многие тренеры строго пресекают умышленное ведение мяча к своим воротам, потому что соперник получает возможность перейти к активным действиям ради перехвата мяча и развития своей контратаки.
Вот об этих моментах в следующий раз.
***
"ТРИБУНА": авторские материалы.......
---
Комментарии