Тренерское образование: как вскрыть "автобус".


Обещали же мы не задерживать следующие публикации из цикла "Тренерское образование", вот и выполняем. Учитывая то, что в настоящее время начался 2-тур в Суперлиге, мы поспешили с подачей информации. А то завтра и позже будет недосуг, то есть не нам, авторам этого цикла, а вам, читателям, потому что внимание будет приковано к чемпионату страны ещё сильнее, тур будет в самом разгаре. К тому же наступает праздник женщин, с которым мы их сердечно поздравляем! Женщин футболистов особенно, как вам не трудно было догадаться (!!!).

***

Сегодня очень важная и актуальная тема.

ЭФФЕКТИВНАЯ  ТАКТИКА  ВЗЛАМЫВАНИЯ  АВТОБУСА.

За основу мы взяли материал российских специалистов, в частности их работу над фундаментальным текстом в немецком аналитическом ресурсе spielverlagerung.com. И нашли её весьма поучительной для наших тренеров. Кстати, мы не одни сетуем на тактику "автобуса" в играх: россиянин Вадим Лукомский недавано конкретно показал, что РПЛ превращается в лигу автобусов. А копни глубже, не только Россия вылезет тут...

Здесь немало иллюстраций, каждая из которых является продолжением предыдущей. Потому что мы будем говорить в основном об одной эффективной тактике. Она возможна в применении при наличии у вас исполнителей даже не самого высокого уровня (по меркам вашего чемпионата). Главное - выполнение. Ну поехали!

***

Сохраняй структуру и командное движение.

1. Введение.
Основываясь на принципах позиционного футбола, игроки всегда должны перемещаться в пределах определённой структуры в сторону мяча, предлагая себя как вариант для паса. Адресаты передач не должны располагаться близко друг к другу, чтоб один обороняющийся не мог прикрыть сразу двоих атакующих соперников.

Очень важно, чтоб игроки обладали способностью отдать пас быстро и аккуратно, владели хорошим приёмом мяча и дриблингом. Это касается в основном тех немногих, кто есть стержень команды в середине поля, в конструировании игры. В то же время партнёры по команде должны уметь открываться под пас или "связывать" соперников - отвлекать на себя внимание с постоянной угрозой молниеносной атаки на ворота.

---

2. Свяжи тройку центральных защитников.

Ключевая особенность системы с 5 защитниками - это наличие дополнительного центрального защитника, страхующего обоих крайних от себя. Этакий современный "либеро", но располагающийся гораздо выше прежнего последнего защитника. Часто - в линию, отличаясь от партнёров чуть более высокой мобильностью (+опытом).

Основная ошибка при связывании пятёрки защитников - попытка отрезать страхующего центрального защитника!

Этого делать не нужно. Главная его функция (будем звать его чистильщиком) - страховка партнёров, расположенных по бокам от него. Но он не поджимает центральную зону, почти не смещается на фланги, не оказывает значимую поддержку полузащите и нападению. Поэтому его можно оставить свободным.

Более эффективный способ - связать обоих крайних центральных защитников, так как им часто разрешено покидать свои позиции для страховки партнёров. Вот эту возможность нужно блокировать, если мы хотим создать больше свободного пространства в центре поля. Для этого лучше всего использовать двух своих крайних нападающих с одновременной фланговой угрозой, исходящей от них по штату собственно.

Автобус-1

---

3. Затрудни подстраховку в центре.

При схеме 5-4-1 в полузащите у соперника есть 4 игрока в линию - 2 центральных и 2 по краям. Чтоб усложнить двум центральным подстраховку крайних, эффективно будет поставить между ними своего атакующего полузащитника. И теперь при выдвижении любого из связанных полузащитников на подстраховку наш атакующий хав получает свободную зону и возможность принять мяч.

Автобус-2

---

4. Оставь минимум игроков в первой линии.

Всегда следует иметь в задней линии на одного игрока больше, чем у соперника в атаке, чтобы гарантировать беспрепятственное продвижение свободного защитника через полуфланг. Обычно для этого нужен треугольник из двух центральных защитников и опорного хава: так можно обыграть одного или даже двух форвардов. Затем остальные наши игроки, не участвующие в связывании защиты соперника, помогут разбить их блок.

Автобус-3-

---

5. Добавь ширины атаки.

Чтобы связать крайних защитников соперника и выполнить принцип поддержания структуры по всему полю, два наших фулбека должны двигаться высоко и широко по флангам. Так они растянут оборону шире, не дадут их латералям уплотнять центральную зону. А если те всё равно будут располагаться узко, то для нас освободятся фланги, по которым мы на скорости войдём с мячом в их штрафную и даже до ворот.

Автобус-4

---

6. Разгрузи центр.

1) Ошибка!
Когда наши партнёры располагаются слишком узко в центре, чужим полузащитникам проще прикрыть все варианты для передач с наименьшими усилиями и меньшим числом игроков, оставляя больше свободных. На этом рисунке типичная ошибка: образные Сильва и Де Брюйне расположены слишком узко, создавая никчёмную толпу в центре; толпа в таких случаях только на руку обороняющимся: частокол ног, своих и чужих, никогда не помогал атакующим.

Автобус-5-ош

---

2) Вот решение вопроса.
Своих крайних-центральных полузащитников расположить чуть шире - так, чтобы при продвижении нашего центрального защитника центральные хавы соперника не могли переместиться и прикрыть наших центральных полузащитников. То есть надо натурально "создать им воздух"! - пространство для дыхания, то бишь свободы.

Автобус-5-прав

---

7. Контролируй контратаки.

Показанный метод, применённый последовательно, позволяет использовать перегрузку центральной зоны со свободным крайним центральным полузащитником, который может принять мяч и продвинуться вперёд, чтоб организовать ситуацию 3-в-2 на полуфланге. И тут же наша команда может поддерживать структуру 2-3 (2ЦЗ+3ЦП) в первых двух линиях для контроля возможных контратак соперника, разбивая их на корню.

***

ВЫВОД.

Автобус-1

Система 4-4-2 ромбом позволяет следовать принципам позиционного футбола и сохранять при этом стабильную защиту от контратак соперника. На сегодняшний день ведущие российские и другие европейские аналитики согласились с немцами: это пока самая эффективная система для взлома глубоко сидящего соперника.

А цикл "Тренерское образование" продолжится опять-таки скоро.

***

"ТРИБУНА": авторские материалы.......

---

До скорого! 

Комментарии

Для написания комментариев пройдите авторизацию