Давно ли мы говорили о прессинге в рубрике "Тренерское образование"?.. Нет, недавно: вот здесь 20 октября. После этого взяли небольшую паузу в связи с загруженностью другими темами. А теперь снова можем продолжить. К слову, все наши материалы в качестве образовательного пособия публикует центральная республиканская спортивная газета "СПОРТ+". С некоторой задержкой от публикаций в данном ресурсе они ставят у себя статьи на все наши пройденные темы, вызывая серьёзный интерес. А мы тут продолжаем...

События в континентальном футболе - дело нужное, но учиться никогда не поздно!

Тема прессинга столь плотно заинтересовала определённые круги наших читателей, что мы не посчитали нужным отказываться от продолжения этой важной детали игры и продолжаем разбираться дальше. Но сегодня мы не станем загружать читателей и специалистов учебными пособиями, а постараемся привести в порядок мозги (!). Так сказать, упор сделаем на интеллектуальную составляющую прессинга. Отсюда и наш заголовок.

***

ПРЕССИНГ  и  ИНТЕЛЛЕКТ.

1. Вера в успех.

Успешный прессинг требует, чтобы сами игроки верили в то, что они делают. Прессинг утомляет не только физически, но и умственно; без результатов, которыми вознаграждаются усилия команды, тренеру будет крайне сложно довести до сознания команды, насколько действительно хороши его идеи и указания.
Почему бы футболисту не побегать взад-вперёд, как сумасшедшему, чтобы только овладеть мячом, и как тренер может убедить его в необходимости всех его усилий?

Если тренер претендует на полное доверие команды (а иного быть не должно), он должен придерживаться того типа футбола, в который верит сам, и тут без каких-либо мнимых вторичных мыслей. Только тренер, уверенный в себе и в том, что он проповедует, может убедить команду применять методы, которые он объясняет.

Помимо этого предварительного заключения, вся команда должна быть мотивирована и готова осуществить требования тренера. Особенно в таких сложных элементах игры, как коллективный прессинг.

Пресс-7

---

2. Методы обучения.

Они будут зависеть от типа прессинга, который хочет применять тренер; то же самое можно сказать о стратегии, которую он использует в мотивировании своей команды. Легче объяснить тактический смысл перемещения назад для того, чтобы продублировать его в оборонительной фазе, чем пытаться просто объяснить-вдолбить нападающему факт необходимости следовать назад за своим соперником при потере мяча на чужой половине поля. Сравнили разницу в преподношении? - ... (!)
Общие тактические объяснения могут быть достаточно убедительными, чтобы дать команде прессинговать в обороне; но вам придётся придумать веские причины, чтобы вынудить своих игроков прессинговать соперника в своей атакующей зоне, затрачивая больше сил, причём независимо от того, проигрываем мы или выигрываем.

В подобных случаях тренер должен быть достаточно хорош именно в преподношении своих идей и проектов игрокам, и в самом начале может даже понадобиться поддержка клуба, поверившего тренеру, когда прогресс команды и результаты могли быть всё ещё поводом для сомнений.

Тем не менее, всё равно лучше убеждать игроков в полной необходимости в проведении определённых перемещений, но при этом как можно меньше рисковать в игре, пока всё не будет отточено хотя бы на "хорошо", чем применять попытки силой и давлением воплотить ваши идеи в жизнь. Веру точно потеряете, а результата не будет.

Более эффективно будет, если вы можете убеждать людей в ценности ваших идей и методов, раскрывая игрокам их достоинства и не скрывая - честно! - имеющиеся недостатки, которые есть всегда и везде (только где-то больше-меньше), чем просто пользуясь своим положением (тренера).

---

3. Ответственность.

Однако тренер, который выкладывает свои личные убеждения для того, чтобы создать игру своей команды, должен помнить о том, что его положение накладывает на него больше ответственности, чем на самого опытного игрока. И если он умеет воздействовать на команду, то не должен злоупотреблять своими полномочиями.
Это будет правильно - воздействовать морально, чтобы дать команде мотивацию: им необходимо будет применять прессинг на многих участках поля, и тренер объясняет преимущества этого плана, давая им реальную из примера или статистическую информацию об этом типе игры в прессинге.
Это может возыметь положительный эффект, если тренер говорит своей команде, что у него есть сомнения относительно их способностей реализовать его планы. Перед игроками необходимо ставить проблемы, если мы хотим их роста и даём им испытания. И такая психологическая уловка также будет означать, что первые трудности, которые возникнут, будут прощены тренером, говоря о том, что его сомнения стимулируют команду к реализации.

Пресс-8

Всё это само по себе уже есть испытание, и когда игроки будут преодолевать шаг за шагом, они станут сами гордиться своим результатом и собой по-хорошему, профессионально, что всегда укрепляет позицию тренера. Он превратится для них в провидца, в этакого проводника по жизни.

---

4. Коррекция.

Следя за каждой деталью и корректируя ошибки / индивидуальные недостатки, тренер сможет мотивировать команду, подчёркивая коллективную природу проекта и аргументируя, что они во всех смыслах часть команды, а каждый игрок должен следовать указаниям с твёрдостью и полной отдачей, чтобы достичь поставленной цели.

Создавая правильное мышление, тренер будет нагружать и поощрять команду так часто, как он сможет, для их прогресса. Он также должен озадачивать игроков, как только увидит, что они расслабились и почивают на лаврах. 

Чтобы команда играла в тот футбол, который вы имеете в виду, вам надо чётко и доступно излагать игрокам своё видение, чтоб у них было ощущение вызова, стремление реализовать, воплотить мечту, в то же время вызывая личностную человеческую и профессиональную гордость в самих игроках.

Команда, чья цель - достижение совершенства, умение демонстрировать всё, что она умеет, будет всегда иметь преимущество перед той, которая просто пытается выполнить установку тренера.

---

P.s.
Подытоживая материал, подчёркиваем снова. Вы никогда не сможете провести эффективный прессинг, если у вас нет правильного мышления при оборонительной фазе, в какой бы части поля ни применяли прессинг
.

Продолжение цикла тренерского образования следует.

***

"ТРИБУНА": авторские материалы.......

---

До скорого!

Комментарии

Для написания комментариев пройдите авторизацию