Тренерское образование. Работа тренера-ассистента.
Мы возвращаемся в наш образовательный раздел. Сегодняшняя тема касается тренеров профессиональных команд или продвинутых любительских, претендующих на повышения статуса от ЛФК до ПФК. Во всяком случае, тренер-ассистент необходим именно в таких командах, а на продвинутом профессиональном уровне (например, в нашей Суперлиге) их требуется больше. Мы коснёмся непосредственного помощника главного тренера. Пример приведём от российского автора, заслуживающего доверия. Он рассказывает об устройстве тренерского штаба и ассистентском опыте абсолютного большинства тренеров Бундеслиги, о значимости ассистентов и вкладе их в успех команды.
И заметим, что его рекомендации – это не истина в последней инстанции, конечно. А что применять, что нет, пусть каждый для себя решает сам, исходя из ситуации. Дело же авторов – представить толковый материал.
Вскоре снова будем в женском футболе...
Александр Нагорный – лицензированный тренер "PRO" UEFA. С 2010 по 2020 гг. работал в ФК "Краснодар", был ассистентом главного тренера основной команды, а также главным тренером "Краснодара-2" в ПФЛ и ФНЛ. Также он работал в академии ФК "Краснодар" на руководящих должностях, курировал юношеские и молодёжные команды, входил в тренерский штаб сборной России U-17. Занимается образовательной деятельностью.
Между === под курсивом будут вставки авторов, в которых приведены некоторые примеры и антипримеры.
***
МАНИФЕСТ ПОМОЩНИКУ. Manifest zum Assistenten.
Чтобы понять важную роль помощника, проведём аналогию с ассистентом в хирургической операционной при проведении сложных операций, где уровень ответственности максимален, а от чёткого выполнения круга компетенций зависит здоровье и жизнь пациента. Для тренера "пациент" - это команда и клуб в целом, а ассистент - "врач". Как правило, ассистент - это не тот, кто только начинает формироваться как управленец и ещё не способен принимать ответственные решения, отвечать за результат. Ассистентами становятся и профессиональные игроки высокого уровня, и футболисты низших дивизионов. Часто те, кто на раннем этапе завершил карьеру игрока - осознанно или вынужденно.
В наше время существует пример более структурного подхода к формированию тренера, на который следует обратить внимание. Такой системный подход реализуется в Германии и Австрии: тренера выбирают внутри собственной системы, он попадает в цикл обучения внутри клуба, начиная с команд академии, и проходит путь от помощника в юношеских и молодёжных командах до ассистента в основе или собственно главного тренера первой команды.
Причём в большинстве случаев первый этап - именно роль ассистента, это важно для понимания особенностей роли и её значимости. Несомненный положительный эффект: на выходе тренер получает опыт работы с конкретной игровой концепцией, он знает, как работать с молодыми футболистами и интегрировать их в систему профессиональной команды. Человек понимает философию клуба и думает в одном направлении с руководством, чувствует традиции и особенности структуры своего клуба. Чаще всего это свои воспитанники, прошедшие путь в академии, или люди из системы клуба в целом. Прослеживается, насколько важны патриотизм и преемственность - это имеет колоссальное значение именно в немецкой системе воспитания и вообще играет важную роль в системе ценностей.
По такому пути идут многие немецкие клубы: например, "Хоффенхайм", "Вердер", "РБ Лейпциг", "Зальцбург"... Показательно, что большинство главных тренеров в Бундеслиге (более 70%) прошли через такую модель. Они имели опыт с молодыми игроками и формировались как тренеры именно в структурах клубных академий.
===
Прим. авторов.
У нас же сегодня помощник и даже главный - одни, завтра - другие... От всех хозяева клубов требуют сиюминутный результат, ставят чёткие цели СЕЙЧАС, редко соглашаясь дать время для формирования команды. Не справился ЗДЕСЬ и СЕГОДНЯ - на выход. И снова другие варяги призваны "поднимать честь клуба", завоёвывать звания и регалии. Но чаще всего это те же самые грабли, которые ничему не учат хозяев клубов, потому что они "сами с усами": ему палец в рот не клади, раз он бабло даёт!
О каком долгосрочном развитии и качестве тогда говорит наша ПФЛ?!.. И какие-такие требования они вправе выставлять клубам, раз сами же толкают их на скорейший переход к самофинансированию, наплевав на само обучение и становление клубов? Ссылаясь на Указ Президента, забывают взглянуть дальше: нам дано на это - ВНИМАНИЕ! - 10 ЛЕТ!!! А на примере, скажем, ФК "Бунёдкор" мы увидели, что произошло в 2020 году.
А в ПФЛ и АФУ и ухом не вели, пока ситуация не стала катострофической. Директор ПФЛ по-прежнему плюёт на нужды клубов, только требует: "Это Я сказал! МЕНЯ слушайте!! Раньше всё было не правильно, теперь Я ПРАВ во всём!!!.." Но тут же стелит себе страховочную подушку: "Убеждаюсь в мудрости слов У. Ахматджанова: не работай с А. Никимбаевым, он плохой! И я не буду работать с ним!.." Его клака с умным видом рукоплещет или трусливо молчит. Кстати, у Никимбаева в Катаре хватило мужества не застрелиться от горя после этого резюме. (!)
И как далеко мы уйдём с таким руководством в ПФЛ?.. Впрочем, вернее так: как глубоко провалимся?
===
2. Примеры в Бундеслиге и на её выходцах.
13 из 18 главных тренеров первой Бундеслиги получили опыт работы в академии в роли ассистентов и затем старших тренеров юношеских и молодёжных команд. Вот имена этих специалистов:
- Марко Розе - ассистент и старший тренер молодёжных команд академии "Зальцбурга";
- Флориан Кофельдт - ассистент и старший тренер в командах академии "Вердера";
- Юлиан Нагельсманн - ассистент и старший тренер молодёжных команд "Хоффенхайма", "Зальцбурга";
- Себастьян Хёнесс - тренер молодёжки "РБ Лейпциг", "Баварии" Мюнхен;
- Кристиан Штрайх - тренер молодёжки и ассистент главного тренера основы "Фрайбурга";
- Давид Вагнер - ассистент и старший тренер в академиях "Хоффенхайма" и "Боруссии" Дортмунд;
- Уве Нойхаус - тренер молодёжки "Боруссии" Дортмунд и ассистент главного тренера основы;
- Ханс-Дитер Флик - первый ассистент Йоахима Лёва в "золотой" сборной Германии-2014;
- Матараццо Пеллегрино - опыт ассистента молодёжки в академии "Нюрнберга", ассистент в основе "Хоффенхайма";
- Ахим Байерлорцер - тренер молодёжки академии и ассистент главного тренера в основе "РБ Лейпциг";
- Ади Хюттер - ассистент и старший тренер молодёжки "Зальцбурга";
- Хайко Херлих - тренер молодёжки академий "Боруссии" Дортмунд, "Баварии" Мюнхен, сборных Германии;
- Урс Фишер - ассистент и старший тренер молодёжки академии "Цюриха".
Это перед вами система, и не удивляет никого из здравых, что она сформировалась именно в немецком футболе.
===
Антипример от авторов.
Мы видим, что тренеры работали максимум в двух академиях, при этом ещё могли быть привлечены в сборные страны. Результаты немцев на уровне УЕФА / ФИФА показывать лишний раз не надо, и так известно.
А сколько клубов меняют наши тренеры? Что главные, что помощники, что молодёжные... Нигде не успевая определиться и воспитать хотя бы одно поколение, они сами часто прыгают с места на место. То есть косяки работодателей усугубляются шкурными интересами горе-специалистов с дипломами тренера. Многие не хотят работать с детьми и юношами, даже слышать не хотят, подавай им сразу ПФК! И подают. Аут!.. Ну если нет призвания работать с детьми, пробуй с молодёжью и юношами! Но и от этого носы воротят, сразу метят в основы.
Кстати, наглядная аналогия с современной ПФЛ. Кто там у руля? - самодовольный выскочка под прикрытием, вздумавший учить профессионалов (кои у нас всё ж имеются), как надо работать в футболе. Но сам в своей жизни не воспитавший - ВНИМАНИЕ! - НИ ОДНОГО ФУТБОЛИСТА и даже не имеющий педагогического образования. Но решивший, что он лучше всех умеет управлять людьми и огромной структурой, чему умные люди учатся всю жизнь. А он махнул волшебной палочкой и в миг научился лучше всех! Только страховку мгновенно стелет, как только слухи узнаёт.
===
3. Прицип работы "немецкой машины".
Такой механизм работает и реально управляем. А в результате клуб растит более функционального специалиста с серьёзным багажом активной практики. Один из последних примеров - успешная работа Флика в "Баварии". Надо понимать, что это творение громадного управленческого опыта и знаний, полученных в качестве ассистента в сборной. Решение перевести Мирослава Клозе из молодёжной команды в основную как раз ассистентом выглядит дальновидным и стратегически верным; а сам Клозе уже имеет опыт работы с молодёжью.
Ассистент всегда должен знать свои полномочия и зону ответственности. Главный тренер, который сам был ассистентом, понимает, насколько это важно для профессионального роста и правильной мотивации.
Основная задача - рационально разделить полномочия. Например, необходимо распределить между помощниками ответственность за игру конкретных линий (при всех сложностях для нас это прогрессивная практика, - прим. автора), за определённые фазы игры или умение реализовывать стандартные ситуации. В функции тренера-ассистента может входить индивидуальная работа с игроками определённой специализации (например, одна из задач Клозе - работа с нападающими), аналитика, контроль прогресса, практические и теоретические занятия, а также психологические беседы с игроками (в том числе личные).
---
Несоменно, помощник тренера, который стремится к профессиональному росту, обязан быть компетентен во всех сферах подготовки, уметь выражать своё мнение, быть хорошим психологом. Часто на начальном этапе помощник - это менее опытный специалист, формирующий свою концепцию подготовки, накапливающий опыт взаимоотношений с игроками и имеющий амбиции стать главным тренером.
На профессиональном уровне ассистент - это личность с hintergrund (бэкграундом), то есть с опытом за спиной, и возраст тут не имеет значения. Вот пример Нагельсманна, у которого уже в молодом возрасте достаточно опыта управления командой. Проведение занятий, аналитика и способность готовить отчёты - лишь малая часть того, что должен уметь ассистент. Он должен понимать личностную и командную психологию, он дисциплинирован и способен чувствовать тонкую грань между дружескими и профессиональными взаимоотношениями с игроками. Например, ювелирная игра этими качествами Ханса Флика в сборной Германии имела огромное значение в успехе команды на ЧМ-2014 в Бразилии.
Качественная работа ассистента, выполнение этих невидимых и монотонных задач - залог успеха и конкурентное преимущество перед оппонентами. Умение главного тренера эффективно управлять и создавать комфортную обстановку в тренерском штабе способствует обучению и прогрессу помощников.
В целом естественно, что именно в ФРГ реализуется такая модель тренерского воспитания. Там тренеры педантичны, дисциплинированы, настойчивы и хорошо обучаемы. Поэтому и требуют того же от футболистов. Отсюда и результаты клубных команд Германии в еврокубках и сборной - на мировом уровне.
===
Пример авторов.
Наилучшим примером на постсоветском пространстве и даже гораздо шире является тренерский тандем киевского "Динамо" времён 70-х гг. ХХ века - Валерий Лобановский и Олег Базилевич. Те же немцы и многие прочие почитают их за своих учителей, до сих пор применяют их принципы. А разработанная ими тогда же в сотрудничестве с Анатолием Зеленцовым основа и система интервальной тренировки вообще явилась безвременным эталоном для подготовки команд всего мира во все времена. Только подстраивай под конкретных людей!..
Базилевич и Лобановский: один из сильнейших атакующих тандемов в игре...
А позже - на тренерском поприще.
===
Мы продолжим разработку тренерского образования и снова выберем прогрессивную тему.
***
"ТРИБУНА": авторские материалы.......
---
Комментарии