Золотой возраст переходит в новое качество.


Пора завершить тему тренерского образования в детском футболе; в частности в тот период, который обозначен во всём мире футбола термином "Золотой возраст обучения". Как вы помните, она завершает также программу тренерской лицензии "С", которой мы пользуемся на основе материалов программы DFB (Deutscher Fußball-Bund - Немецкий футбольный союз). Оставаясь реалистом и понимая, что данные материалы мало кто досконально прочитает и проанализирует, всё же отмечу, что польза от них очевидна. Если хотя бы 1/100 прочитают и что-то усвоят, уже плюс: хоть в одной детской группе из ста тренер будет знать, что надо делать в той или иной ситуации, а не лепить наобум. Он хотя бы не загубит подрастающих футболистов, кого-то сумеет выпустить в более сильную школу, даже в профессионалы подготовит...

"Я и так всё знаю, сто лет работаю с детьми!.." - и тому подобное. Много у нас ещё таких... Я не для них пишу и ни капли не расстроюсь, если эти "монстры воспитания молодых поколений" даже не посмотрят на эту работу. Мне остаётся сожалеть, что они у нас ещё работают, но это уже дело более широкого масштаба. Не здесь об этом.

А сегодня здесь возрастной период "Золотого возраста" - подростки 10-14 лет.

***

I.  ПЕРИОДЫ  "ЗОЛОТОГО  ВОЗРАСТА".

Основные модули по возрастным периодам (продолжение).
---

1. Развитие футболистов 10-12 лет.

1) Навыки владения мячом повышать с помощью развития следующих  элементов:
- дриблинг, финты в движении с увеличением скорости;
- ведение мяча с подготовкой к нацеленному удару по воротам + удар (дистанция до ворот варьируется по уровню развития группы и возрасту юных футболистов).
Нацеленный удар - это не прицельный, не путать! Тут надо попадать в створ - основное. А прицельный удар в определённый сектор рамы - это работа в более старшем возрасте, когда сила и техника будут на должном уровне.
---

2) Развитие игровых навыков:
- игра 1х1 или 2х2 без ворот;
- то же с воротами;
- для более развитых определить задачу: например, завершение атаки только после определённого числа ТТД (передач или обводки, ведения мяча сколько-то времени/дистанции и пр.).
---

3) Игра на малом поле между двумя командами.

Этот возраст уже участвует в официальных турнирах внутри своей федерации/союза: в первенстве городов/районов, например. Только поля у них поменьше и поуже, мяч пока №4. Укороченное время таймов (по 20-25 мин.) с неограниченным числом замен, в том числе разрешены обратные замены (как в футзале, хоккее...).
Реальные размеры поля для таких футболистов: 75х50, 90х60; состав от 9х9 до 11х11. Ворота для них могут быть 5х2 или 6х2 м. Если 11-12-летние дети играют 11х11, уже необходимо применять правило 11 - "Положение вне игры". Так происходит в первенстве Ташкента. И это правильно, дети готовятся заранее к правилам.

---

2. Футболисты 12-14 лет.

Это очень ответственный период. Наступает серьёзное различие от работы с младшими подростками.

1) Определение игроков по выбранным позициям - игровым амплуа.
Во время тренировок ориентировать игроков на специфические детали игры в определённой позиции: в том числе защитников чаще ставить в условия необходимости прерывания атаки, отбора мяча и начала контр-атаки, а игроков атаки - соответственно на розыгрыш мяча, обыгрыш обороны в командных действиях и индивидуально.
---

2) Тренировки по индивидуальной подготовке и в группах в форме технических упражнений по круговой схеме.
---

3) Круговая тренировка с вниманием на аспекты фитнеса.
---

4) Начало силовых упражнений: мед-бол до 3 кг. массы использовать в короткие периоды игры с паузами.

***


II.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА  СТАРШИХ  ПОДРОСТКОВ.
---

1. От автора.

В этом возрасте юным спортсменам уже предстоит переживать разные и часто противоположные эмоциональные нагрузки. В том числе радость и разочарование, эйфорию от победы и чуть ли не жизненную абстракцию от проигранной игры. Всё в каждом случае индивидуально, зависит от темперамента человека и характера. 

Интроверты по натуре и превалирующие  флегматики по темпераменту переживают трудности хуже других: они тяжелее воспринимают неудачу, их труднее вернуть в нормальный моральный тонус. В тех же ситуациях быстрее и легче восстанавливаются экстраверты и сангвиники (в большей степени темперамента).
А с превалирующими холериками держи ухо востро! Они способны на крайности, и это не отклонения в психике. Это такой темперамент человека. В любом случае, чистого или абсолютного темперамента не бывает: что-то с чем-то смешивается, поэтому при негативном перевесе одного следует возбудить другое, которое сработает на позитив.

Тренер обязан знать на 100%, кто есть кто у него в команде! А как это определить? В ОБЩЕНИИ!
В этом мы давно получили наглядный практический урок от тех же немцев и других сильных футбольных школ мира. Там тренер - он же практикующий психолог, в своей команде уж точно. Даже не имея специального образования в ВУЗ, тренер высокой квалификации сам изучает психологию людей, особенно детскую и подростковую, которая наиболее уязвима. Ежедневное общение с разными людьми прибавляет опыта, и так всю жизнь - ВСЮ  ЖИЗНЬ!

---

2. На что акцент.

1) Мотивационные упражнения, игра с заданием. И тут же чередование: игра в двое ворот свободно, по плану тренировок.
---

2) Упражнение на развитие звуковой и визуальной реакции в парах и более объёмных группах. Например, начать можно с голосовой команды в паре - 1х1, выполнение действия по услышанному голосу. Позже усложнять, применяя группу и чередуя с невербальными способами общения (жестикуляцией). В этих упражнениях развиваются-тренируются отделы ЦНС (Центральной нервной системы, в нашем случае в головном мозге), отвечающие за внимание и контроль ситуации - концентрированные и обширные.

Вам доводилось слышать о хорошо развитом у сильных игроков периферийном зрении: они видят шире, чем многие другие, могут и на мяч не глядеть (мгновенно увидев его), а только на поле, - это и есть такие примеры.
А ещё такой игрок может и вовсе не видеть партнёра, который набирает скорость сзади и готовится вылететь вперёд через секунду. Но игрок услышит его голосовую команду за 2-3 секунды до того и благодаря чётко работающему в мозгу механизму отсчёта времени отдаст вовремя точный пас в нужную точку. Это ещё один пример. 

Эти данные проявляются уже в подростковом возрасте, если они вообще имеются у игрока. Если нет, то необходимо определять возможный резерв и перспективу их развития. Как? - да как раз с помощью вот таких упражнений: на голосовые команды, визуальное восприятие, смешанное...
И даже слабо подготовленные игроки при постоянной тренировке психико-физиологических факторов со временем прибавляют в качестве: каждый в своих пределах, но плюс будет!

---

Это был завершающий тему материал по обучению детей и подростков. Основные принципы тренировки были показаны в блоках по программе лицензии "С" DFB, по ссылкам вы легко пройдёте по всем статьям. А потом мы порассуждали над тем, что больше всего нужно развивать у детей и подростков с 6 до 14 лет. Тут уже не только "немцы нашептали" (!), но и вообще мы сработали по схемам, опыту и знаниям специалистов высокого уровня.

Следующее в этом цикле - более сложные модели работы. Об этом вы скоро прочитаете здесь же.

***

"ТРИБУНА": авторские материалы.......

---

До скорого!

Комментарии

Для написания комментариев пройдите авторизацию