Не упустить Золотой возраст!


Золотой возраст - не имя собственное. Но в заголовке автор не берёт его в кавычки, потому что это больше, чем нарицательное название с большой буквы. Это то, на что опирается весь цивилизованный футбольный мир, на чём строится всё футбольное будущее страны. Это фундамент дома, без которого любой красивый фасад - лишь дешёвый понт, потому что он рухнет от малейшего толчка - БЕЗ  ОПОРЫ  ПОД  НИМ!

Сегодняшняя тема как бы подводит черту под предыдущей, в которой мы показали программу обучения на лицензию "С" в  Deutscher Fußball-Bund (Немецкий футбольный союз). Тот цикл был первым в публикуемой автором программе "Тренерское футбольное образование в Германии", и теперь скоро я представлю читателям программу лицензии "В". Но перед этим обязательно подвести итоги и показать основные тезисы для тех, кто обучался / будет обучаться по программе лицензии "С". Не важно, где это произойдёт: в УЕФА или АФК, да хоть на Марсе (!), футбол есть футбол - в смысле того, что в него играют живые люди, и начинают они это делать с детства.

***

Вступление.

Вообще понятие "Золотой возраст обучения" в футболе протянулось на 6 (+) лет: это с 6 до 12 лет, ну и возможно чуть дольше, что может зависеть от индивидуальных особенностей развития организма ребёнка-подростка.
В частности задержка полового развития в подростковом возрасте вовсе не затормозит развитие футбольных навыков и способностей, а потом при нормальной физической нагрузке физиология чуть позже "сама себя догонит" и придёт в норму. Такое чаще наблюдается у девочек, с детства активно занимающихся спортом. Именно спортом - направленно одним видом, а не просто физкультурой. Но потом они нормально догоняют в развитии и годам к 17-18 становятся на том же уровне физиологического развития, что и большинство их средне развитых сверстниц. Только спортсменки более сильны и выносливы, подготовлены к различным стрессовым ситуациям и даже критическим.

Это закладывается как раз в детстве и раннем подростковом возрасте, то есть с 6 до 12+ лет. Мы сегодня (и всегда почти) говорим о футболе, поэтому наша цель (автора) - показать будущим тренерам, на что особенно следует обращать внимание в работе с этим возрастом. И вот теперь поехали по порядку.

***


I.  ТРИ  ВИДА  НАГРУЗКИ  У  ФУТБОЛИСТОВ.
---

Должен обратить внимание читателей, что иногда я выражаюсь специальной терминологией для специалистов по футболу (по профессиональному спорту). А если не профессионалам что-либо не понятно, то вы легко узнаете значение терминологии, забив её в "поиск". Чтобы не терять время на разъяснение деталей и не увеличивать искусственно объём публикации, я тут этого делать не буду: кому надо, найдут, а другие и так понимают.

1. Обязательно общее ознакомление.

Даже детские тренеры должны это знать, хотя о физических нагрузках для детей речи пока не идёт. Но тренер должен понимать, почему так и что за этим стоит. И вообще какого типа нагрузку - физическую и психологическую - следует давать детям. Вот эти три вида для вас должны быть аксиомой на всё ваше будущее.

1) Скоростно-силовая (алактатно-анаэробная) + скоростная выносливость (анаэробно-гликолитическая).

2) Скоростно-силовая (алактатно-анаэробная) + общая выносливость (аэробная).

3) Скоростная выносливость (анаэробно-гликолитическая) + общая выносливость (аэробная).
---

Это так называемые "Три кита" в физической нагрузке.
Но заметьте, что сюда же входит и большая психологическая нагрузка: это когда люди начинают работать на общую выносливость - особенно! Перебороть себя, заставить сделать до конца, даже когда кажется, что сил не осталось! - это колоссальное психологическое напряжение, перегрузка на ЦНС во всём, в том числе закалка силы воли.

---

2. Кому что.

Разумеется, всё это возможно и применимо только в отношении взрослых спортсменов, либо в отношении юношей и молодёжи, которые стремятся стать взрослыми профессионалами. Но даже не во всяком случае со взрослыми любителями это проходит, ибо цели и задачи у любительского спорта иные, не в пример задачам для профи.

Необходимо также понимать, что чередование этих видов тоже должно применяться грамотно. Иначе вы не просто рискуете травмировать людей, но почти гарантированно это сделаете. Вот хотя бы один элементарный пример.

Нельзя начинать тренировку с кросса - п. 3) у нас (скоростная выносливость + общая выносливость), чтобы потом сразу перейти к скоростно-силовой работе - часть п. 1).

Этот абсурд настолько дикий, что такого "тренера" нужно не просто гнать с работы, но ещё и привлечь к уголовной ответственности за издевательство над людьми. После колоссальной нагрузки на весь организм в плане выносливости заставить рвать мышцы в резких рывках на улучшение стартовой скорости!..

Это не война, господа, где часто нет режимов и графиков, а есть боевая обстановка и конкретная ситуация, связанная с дилемой - "выжить или погибнуть". Тогда всё по-другому... А тут о здоровье людей думать нужно!.. И вообще таких уродливых анти-примеров масса, я тут привёл только один для наглядности.

Ну и теперь-то вам точно ясно, что подобные типы нагрузок никаким боком не применимы к детским и младшим подростковым командам. Для них у нас программа другая, можно сказать, особенная (!). Хотя и довольно простая, применяемая в той же ФРГ уже много лет и дающая регулярные результаты на уровне УЕФА и ФИФА.

---

Вместе с этим не забываем и об условиях для проведения учебно-тренировочного процесса. То бишь о тренерских кадрах и прочем. Вот что входит в эту схему, можете её просто запомнить или записать.

 

        < СОРЕВНОВАНИЯ  >

 

 МАТАРИАЛЬНО-ТЕХНИЧ. БАЗА

       <<<<<                  >>>>>

  КВАЛИФИКАЦИЯ  ТРЕНЕРОВ

 

 < МАТЕРИАЛЬНЫЙ  СТИМУЛ >

 

---

Абсолютно все факторы переплетаются между собой. Стоит дать сбой в одном, как тут же затормозит вся система. Разжёвывать детали тут не стану, ибо уже ясно, что и как зависит друг от друга. Профессионалы сразу поняли.

***


II.  ПЕРИОДЫ  "ЗОЛОТОГО  ВОЗРАСТА".
---

1. Начало: 6-10 лет.

Этот период реально делить на два цикла:
1) 6-8 лет;
2) 8-10 лет.

1) Что можно преподавать. Начнём с периода 6-8 лет:

а) базовая подготовка для детей, раннее развитие: игровые упражнения без ограничений и задач, улучшение и поощрение навыков владения мячом, координация движений, конкурсные игры и получение удовольствия;

б) свободная игра на малом поле и малые ворота составами не более 5х5...
---

2) Период 8-10 лет:

а) всё прежнее, но в п. б) игру малыми составами можно сократить до 4х4 или 3х3, чтобы чуть усложнить ситуацию и заставить детей мыслить более направленно, хотя никаких конкретных задач не ставить;

б) в зависимости от проявления способностей у детей добавляем игры на развитие мышления, какие угодно и нравятся детям: например, игра на одни ворота с разворотом атаки/защиты 1х1, то есть сначала ты защищаешь ворота, а при отборе мяча - их же атакуешь, и соперник - то же самое;

б-2) сюда же для разнообразия можно добавить игру 2х2, или 3х3 / 4х4 на чуть более расширенном пространстве, но при этом не сложную задачу всё же поставить: например, более способных 9-10-летних детей уже можно учить мыслить более широко и быстро путём обязательной игры в пас перед завершением атаки - не менее 2-х передач перед ударом по воротам, ну и т. п., смотря сколько игроков участвуют...
---

Использованы фото ФК "Сергели" (Ташкент) во время отдыха и параллельно УТС в предгорном ДОЛ.

Д-ф-2

Д-ф-3
---

Отдельно! Наблюдается у одарённых детей, которых очень мало (талантливых - крайне мало!).
Ещё более развивать умение применять обманные движения на ходу с мячом, особенно на скорости, поощрять такие данные и развивать при этом чувство коллективизма. Такие редкие дети раньше всех понимают о пользе командной игры, совмещённой с сильной индивидуальной подготовкой; то есть если вам попадётся такой мальчик или такая девочка, сразу надо понять, что это явный лидер, которого нужно поощрять и при этом тонко и грамотно не позволить "зазвездиться", а вскоре - помочь вести за собой коллектив...

---

2. Составляющие работы.

Вы понимаете, что это тоже лишь примеры, а не вся программа, уважаемые читатели. Ведь вся программа по детскому футболу не уместится ни в одном печатном изнании (сколько стран в мире, столько программ и методик!), ни в таком вот формате - в электронном виде в специализированных спортивных сайтах. Даже просто книги-программы того же DFB по лицензиям С, В и А сюда нет смысла переписывать, потому что мне придётся это делать - в каждом отдельном случае! - около года, а вам - столько же их читать.
Здесь показаны единичные примеры, которые являются наглядными для работы, или рекомендации, вписывающиеся в рамки шаблонов. Но эти шаблоны необходимо расширять в каждом отдельном случае, и вот это уже зависит лично от вас, тренеров, от ваших личностных качеств и уровня профессиональной квалификации.

---

Вот такая примерная общая картинка-рисунок для работы с детьми Золотого возраста обучения в период 6-10 лет.
А далее мы затронем второй период, более сложный и определяющий для подростка - 10-14 лет. Через день-два поставлю этот материал (чтобы не спешить и не грузить теперь много сведений подряд). Это уже подготовка к будущей профессиональной деятельности, особенно в старшем подростковом возрасте / младшем юношеском. 

***

"ТРИБУНА": авторские материалы.......

---

До скорого!

 

Комментарии

Для написания комментариев пройдите авторизацию