Тренерское образование в сильнейших странах УЕФА.


Пришло время снова взяться за обучение. Сегодня мы переживаем настоящую смену курса в футболе, время перемен, которое наступило после смены руководства АФУ и ПФЛ. Работу начали по-настоящему футбольные специалисты, или как у нас их называют - "футбольные люди". С ними будем кашу варить тоже по-новому.
---

ПРОЛОГ.

Вступление от автора статьи.

ФИФА проводит политику расширения глобальных турниров, которую лоббирует её босс Джанни Инфантино. А мы будем начинать воспринимать всё лучшее из лучших же тренерских школ мира. Ведь всё начинается с воспитания резерва, с детского уровня. А качество этого резерва зависит от уровня тренеров детского футбола. И не только детского: сюда же и тренеры юношей, молодёжи, женских команд девочек и взрослых любителей... профессионалов - мужчин и женщин. 

Сегодня обращаем взор в центр Европы, в одну из стран-лидеров УЕФА, всегда авторитетную и даже авторитарную - "в определённом смысле (!)" - ФРГ. Их уровень тренерского образования может служить если не эталоном для всех, учитывая специфику регионов и даже физиологическое строение людей, то шаблоном для обучения - точно.
А от шаблона каждый вправе отращивать свои собственные линии-направления: это как от основного ствола и толстых веток плодоносящего дерева садовник решит направить путём растяжек или чего-то ещё более тонкие ветви, на которых собственно и созревают плоды. Он может раскинуть-растянуть или сжать их по своему усмотрению, но должен делать это грамотно, профессионально, учитывая специфические факторы, конечно же!

Вот так и в тренерском образовании: учить тренеров должны тоже высоко образованные профессионалы.

---

Я должен предупредить аудиторию, что это натурально учебный материал; в нём нет ни схематичных рисунков по тактике, нет фото технических элементов и прочих примочек, на которые падки либо праздные читатели (что тоже приветствуется), либо любители-дилетанты, не ставящие себе целью повысить свой образовательный уровень в футболе, но любящие смотреть игру и рассуждать по-своему о тех или иных факторах игры. Здесь материал чисто для тренеров и тех, кто хочет ими стать. И для тех, кто их обучает, разумеется.

Весь материал не столь велик: 10 страниц А-4 печатного текста № 12 (не мелкий и не крупный, легко воспринимается нормальным зрением, а в очках тем более). Я разделю его на несколько частей, которые опубликую здесь, в своём ресурсе. Не всё подряд, но многое, в том числе сделаю скрины или фото с тех страниц, на которых показаны схемы и таблицы структуры образования. И некоторые мысли я адаптировал под наш регион. Но в основном оставил без изменений, выбрал самое нужное и предлагаю это для нашей системы обучения. Кое-что у нас уже применяется, и не так уж недавно. Но отдельные детали у нас не систематизированы, а хаотичны, подаются всем одинаково - именно шаблонно, без учёта тонкостей психологии и ряда профессиональных аспектов.

Немцы же построили систему. А как они умеют это делать, объяснять никому не надо. Напомню, что провалы на ЧМ-1998 и Евро-2000 вынудили их коренным образом перестроить систему воспитания резерва и тренерского образования. Результаты мы увидели уже в 2006 г. - "бронза" на домашнем ЧМ. ("Серебро" ЧМ-2002 - это целиком заслуга прежнего состава.) Затем то же - в ЮАР-2010. И чемпионы мира в Бразилии-2014!.. Провал в России-2018 - не система, а переходный период внутри одной системы, неизбежный спад в любой схеме, даже отлично работающей. Но никто же не поставил под сомнение их уровень в целом!

А теперь всем, кто хочет погрузиться в эти образные "дебри футбольной науки", желаю терпения и удачи! Читайте!
Отдельная моя благодарность источнику, предоставившему эти материалы! Не оглашаю имя без его согласия (!).

***

ТРЕНЕРСКОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  В  ГЕРМАНИИ.

I  ЧАСТЬ.

Возрастающая в последние десятилетия коммерциализация футбола обусловила появление в профессиональной области "Тренер" наряду с первоначальными обязанностями дополнительных разнообразных и требующих ответственности и компетентности требований. Для долгосрочного успеха и поддержания продолжительное время мотивации команды необходимо грамотное руководство и гарантированное качество тренировки, предпосылкой которых, в свою очередь, является рационально организованное, долгосрочное тренерское образование.
Тот, кто сегодня хочет работать профессиональным тренером, должен уметь действительно многое. Требования к современному преподаванию футбола в высшей степени разнообразны. Кто желает в тренерской профессии добиться высоких результатов, должен располагать соответствующей профессиональным требованиям компетенцией и практическими возможностями, с помощью которых решаются многообразные задачи, а игроки подводятся к максимальному уровню своей работоспособности.

Независимо от того, идёт ли речь о профессиональном, юношеском уровне или работе в федерации / союзе, работа тренера высшего уровня предполагает наличие многоуровнего и обширного образования. Учебным курсам В-, C- и А-лицензий DFB заложен и обеспечен надёжный фундамент успешной и компетентной тренерской работы.

---

1. Тренерское футбольное образование DFB (Deutscher Fußball-Bund - Немецкий футбольный союз).

Учебные мероприятия по получению лицензии проводятся в основном как вечерние, дневные, недельные учебные курсы и курсы в выходные дни.
Другие формы образования (например, комбинируемые очные и дистанционные учебные курсы, смешанное обучение или электронное модульное обучение) допустимы только с согласия квалификационной комиссии DFB. Часть модулей электронного обучения в учебном процессе на получение лицензии не может превышать 30 академических часов. Образовательные мероприятия по получению лицензии должны быть завершены в течение 2 лет, в противном случае они теряют силу. Решение об исключениях принимает квалификационная комиссия DFB по предложению соответственного союза.
Образовательная система выстроена в иерархическом порядке. Прежде чем начать обучение на более высокой ступени, необходимо освоить учебный курс предыдущей ступени. Продление срока действия лицензии охватывает также находящиеся внизу лицензионные ступени. (Это у нас есть, - прим. автора.)

В рамках образовательных курсов организованы теоретические и практические занятия, охватывающие разные аспекты деятельности тренера. Учебное содержание футбольной теории (специальное обучение тренировке, тренировка клуба и т. д.) и футбольной практики (индивидуальная, групповая и командная тактика, соревнование и т. д.) образуют в комбинации со специализированным научным содержанием (психология, педагогика, методика, спортивная медицина и т. д.) образовательный комплекс. Соответствующие условия в рамках развития футбола и требований к тренерам дают возможность приспосабливать учебное содержание этого учебного комплекса к меняющимся условиям тренерской деятельности.

Растущее влияние науки на спорт также влияет и на футбол. Современные тренеры вынуждены учитывать при работе в профессиональном футболе постоянно появляющиеся новые научные сведения. По этой причине в учебные программы были введены сравнения актуальных сведений (последних, - прим. авт.) и старого содержания учебной программы. А также большое внимание уделено некоторым специфическим предметам: психология, обучение тренировке, спортивная медицина, педагогика / методика и др.
Особое значение имеют занятия, посвящённые наблюдению и анализу игр, и практические занятия в клубах Бундеслиги. Вследствие возрастающего усиления роли общественности и СМИ в течение последних лет введены также такие предметы, как риторика (умение говорить грамотно, убедительно и по теме, в том числе на понятном для аудитории специфическом языке, сленге, - прим. авт.), менеджмент и др.

Чтобы унифицировать содержание тренерского образования всех курсов повышения квалификации в Германии, DFB под руководством Геро Бизанца в 1995 году издал постановление - „Тренерское образование в DFB“, в котором подробно описаны все директивы содержания образования на каждой учебной ступени. Носителем и ответственным лицом футбольного тренерского образования в Германии является DFB. Согласно положению DFB о тренерах, каждый футбольный клуб должен иметь минимум одного тренера с лицензией, которую он приобретает после успешного окончания соответствующей учебной ступени.

До 2002 футбольное образование тренера состояло из 3-х ступеней.

1. Die Ausbildungsstufe B (уровень образования).
2. Die Ausbildungsstufe A.
3. Die Fussball-Lehrer-Ausbildung (обучение учителей футбола).

Помимо этих 3 ступеней региональные союзы / федерации самостоятельно проводили учебные курсы наставников молодёжных команд, которые, однако, к официальной трёхступенчатой системе образования не относились.

Чтобы тренерское образование смогло соответствовать новым требованиям современного футбола, DFB решил провести реорганизацию структуры тренерского образования с 01.01.2003. Согласно ей новая система обучения тренеров DFB с 2003 состоит из 4 учебных ступеней лицензии: C-, B-, А-лицензии и Fussball-Lehrer-Lizenz.
Существенной инновацией в системе обучения стал переход к 4-ступенчатой системе, состоящей из C-, B-, A- и Fussball-Lehrer -лицензий. Сверх того, появляется возможность выбирать профиль соответственно индивидуальным особенностям. Существует возможность учитывать при обучении специфику юношеского и взрослого спорта.
---

Отдельное моё примечание - для сравнения!

Наша система тренерского образования состоит из 3-х ступеней:
- лицензия "С";
- лицензия "В";
- лицензия "А".

Далее международная лицензия PRO, но её у нас - честно! - не получили лишь ленивые или те, кому по штату не полагается. Вот такой у нас "уровень" был до недавних пор. Плюнь с крыши, и каждый второй плевок на "тренера по футболу" попадёт, официально лицензированного причём! Только в кавычках.

До лицензии "С" есть 4-5-дневный подготовительный курс, но он, в отличие от немецкого, как вы увидите ниже сами, ничего не даёт.* То есть права работать в системе. Он только "подготавливает" к обучению на "С". Но не даёт права стать тренером хотя бы в любительской лиге: во второй, например, где клуб вовсе не обязательно должен быть профессиональным. И даже в детских лигах требуют у нас лицензию, в чемпионате города без "С" не заявят.
* - ниже у немцев.

Но главное тут не в стремлении сделать тренеров образованными. А в чём?.. Многие догадались.

Обучение платное и стоит прилично! - КОНЕЧНО ЖЕ!! - И  ПОСЛЕДУЮЩАЯ  ПЕРЕСДАЧА  ТОЖЕ!!!..

Уже смеётесь? - по делу!

***

2. Ну а теперь о самих уровнях в DFB. 

Их покажу схематически, взяв скриншоты страниц из электронного мактериала. (Я и распечатал всё для себя.)

Лиц-3

Лиц-2

Лиц-1

Вот такая получается пирамида в тренерском образовании.

---

Что есть что.

DFB Тренировка – Online (в нем. onlein).
Одним из особенных путей тренерского образования DFB является Тренировка-Onlein на интернет-странице dfb.de, к которой обращаются примерно 1,5 млн. пользователей в месяц. Практическое содержание и простое использование, ясная структура и наглядные графики дают конкретные подсказки для использования развивающей футбольной тренировки с детьми и молодёжью. Помощь специалистов DFB (от отдельных упражнений до целых тренировок) могут получить все заинтересованные в этом лица.

---

DFB-Mobil
DFB помогает своим клубам успешно справляться с вызовами будущего. Поддержка оказывается также в виде специализированных книг - "Тренировки и знания" и других DFB-публикациях. Особо можно выделить федеративный проект DFB - Mobil, с помощью которого DFB тренерам подрастающего поколения, преимущественно не имеющим лицензии, на месте даёт практические непосредственные и несложные указания.

Цель - информировать всех членов клубов об актуальных темах футбола: квалификация, футбол для девочек, интеграция. Здесь клубам представляется много шансов проявить свою активность. Для этого запланировано провести массу мероприятий, которые должны охватить сотни тысяч детей и подростков.

---

Краткосрочное обучение
Краткое обучение - это часть цельного образования квалификации DFB, оно содержит в краткой форме (4-6 учебных единиц, примерно 3-4,5 временных часа) много информации об определенных возрастных категориях и на определенные темы. После теоретического введения выученное сразу применяется на практике. Конкретно это означает, что, например, после внедрения "10 золотых правил" в детском футболе тотчас же на площадке проводятся подходящие игровые комбинации и упражнения. При этом всегда на первом плане стоят участники, и они активно включены в работу.
Они сами проиграют содержание тренировки, поделятся впечатлениями о своих клубных, точнее говоря, тренировочных буднях. А потом вместе с руководителем учебного курса вырабатывают рациональные возможности допустимых решений. Такие обучения проводятся специально обученными специалистами по большей части децентрализовано (независимо от центра - лиги / федерации / ассоциации и т. п., - прим. автора).

---

Лицензия - Предварительная ступень.
В работе футбольных клубов выявилась потребность в тренерах подрастающего поколения, руководителях и помощниках. Сверх того, многие родители занимающихся футболом детей и юношей хотели бы, чтоб их дети больше играли, нежели выполняли сопровождающие упражнения. Так как от этого вида деятельности можно ожидать минимум специальных знаний и низкую личную квалификацию, DFB и его региональные союзы предлагают мероприятия учебного курса.
Чтобы мотивировать взрослых и юношей, становится необходимым предлагать передовое и качественное образование ниже лицензионной системы. Оно признается при дальнейшем образовании на 1-й лицензионной ступени.* Обучение, которое можно начинать лицам, достигшим 15 лет, которое даёт представление о практическом поле деятельности инструктора в клубе. Учебное содержание может быть разделено на отдельные блоки.

Предлагаются 4 профиля образования.
Профиль 1: Руководитель коллектива (инструктор). Детская тренировка.
Профиль 2: Руководитель коллектива. Юношеская тренировка.
Профиль 3: Руководитель коллектива. Тренировка взрослых.
Профиль 4: Руководитель коллектива. Массовый спорт и спорт для всех.

***

На этом сегодня я остановлюсь. Показаны низшие ступени тренерского образования, даже те, которые не лицензируются профессионально, но дают право работать в организации детско-юношеского футбола на любительском уровне, даже на любительском взрослом. И не имеет значения, женские это будут команды или мужские. Это азы тренерской профессии, которые хорошо б и нам перенять, ибо они вполне адаптированы под нашу страну и условия, не надо ничего менять.

Далее будет тема профессиональных лицензий. Кстати, не пугайтесь объёма (!). Уже 4 страницы пройдены, осталось 6. Сказал же, что не ставлю всё подряд, а выбираю. Хотя убрал пока совсем мало. А дальше чистая специфика для профи, и она отнюдь не многословна. Хоть и содержит в себе неизмеримую массу сведений и резерва для творчества; но ведь именно РЕЗЕРВА - для работы мысли тренера. Шаблон в виде дерева и веток вспомните. И не забывайте, что плоды приносят именно маленькие тонкие ветки, а не стволы-шаблоны. Они лишь несут на себе то, что вы должны вырастить, - плоды вашей работы. Профессия же наша творческая!.. 

***

"ТРИБУНА": авторские материалы.......

---

До скорого!

Комментарии

Для написания комментариев пройдите авторизацию