Путёвка в футбольную жизнь: часть 3.

6 июль,2017, 20:04 564

Путёвка в футбольную жизнь: часть 3.


Мы продолжаем разбираться в подготовке кадров для нашего футбола.

В предыдущем материале мы дошли до выпускных групп из академий / РКОР / СДЮСШОР. Сегодня прямо с этого места и продолжим наше изучение молодых кадров, кто теперь куда может и должен попадать. А кто не может и не должен ничего и никому, даже футболу: и такие встречаются при выпуске в 18-летнем возрасте (!). И уж тем более футбол ничего не должен им!

*******

ГЛАВА  IV: подготовленные футболисты.

1. Какими они должны быть.
1) Это уже готовые по развитию игроки дубля для ПФЛ и/или основы клубов 1 лиги. Некоторые одарённые ребята уже в эти годы могут проходить в составы команд высшей лиги, хотя таковых крайне мало. Но в любом случае выпускники своих академий уже должны быть готовыми хоть сейчас выйти на поле в составе дублирующего состава в официальном матче.
До сих пор такой возраст уже точно имел практику игр во 2 лиге, в отдельных случаях и в 1 лиге. То есть это уже люди с определённым багажом практики, а не "тепличные ботаники" из старших классов.

2) В ряде случаев это уже игроки сборных страны. Кто-то ещё с U-16, другие были привлечены в U-19. Ну и совсем малое число сохраняется с младших сборных - U-13-14. Некоторые причины отсева и перемены показателей спортивного развития и роста мы показали в прошлый раз.
Так вот со сборниками нужен специфический метод работы, точнее методы, ибо пацаны разные сами по себе. Учесть надо всё: не перегрузить физически, не перенапрячь морально, не дать им самим почувствовать себя "звёздами"... Вот последнее страшнее всего: это очень скорая деградация и полное небытие в спорте, а нередко и в жизни.

И в то же время необходимо давать парням нужное количество игровой практики, желательно высокого уровня. Здесь как раз подойдёт молодёжное первенство дублёров; не будет лишним участие в составе команд 1 лиги, которые по-настоящему борются за повышение в статусе...
Это настоящая мужская школа, где с пацана обстругают последнюю лишнюю шелуху, прежде всего психологически. В той же 1 лиге в ведущих командах таким восходящим *** взрослые мужики и тренеры просто не позволят "зазвездиться", живо спустят с небес на землю...
---

2. Границы.
1) Почему я не говорю в том же ключе о командах высшей лиги? Потому что в возрасте 16-18 лет крайне редко случается привлечение ребят к работе с основой команд ПФЛ. Надо оказаться по-настоящему одарённым игроком, и то пройти предварительно дубль и "обстругаться".
Показал себя там зрело и качественно, есть перспектива и смысл привлечь СЕЙЧАС в основу - поехали!.. И постоянный контроль... Но это лишь редкие одарённые индивидуумы. Как я уже сказал, должна быть именно эта ступень в развитии...

2) Считаю нужным и полезным напомнить читателям критерии определения качеств человека с точки зрения науки психологии. И даже рад представить эти понятия, потому что это самая-самая тонкая и спорная наука в мире; рад, потому что не нужно ничего доказывать (!!!). Никто никогда не имеет права установить чёткие психологические критерии, а сами психологи никогда и никому ничем не бывают обязаны. Более того, психолог, в отличие от врача, имеет право отказаться от работы с кем-либо. Он хоть и специалист-профессионал, но НЕ врач, клятв никому никаких не давал и работает по своему усмотрению. И многое прочее... Но раз уж взялся, то ответственность неси полную, конечно же! Итак...
---

3. Степени развития человека в чём-либо.

1) Задатки.
Наличие желания заниматься и нормальное здоровье - вот вам уже задатки; нормальное здоровье - это ещё и подходящая комплекция к футболу, а не здоровячок-пончик под 60 кг массой в 9-10 лет, пусть и без проблем со здоровьем (таким лучше подыскать другой вид спорта);

2) Способности.
У человека получается лучше, чем у других. И это становится заметно скоро, особенно после проведения направленного тренировочного процесса. Рост очевиден, "материал" усваивается, игрок прогрессирует... Не семимильными шагами, но укладывается вполне в возрастные рамки и требования. Они подведены под средний стандарт, но эти мерки-стандарты в футбольных школах-академиях всегда вполне высокого уровня. И если ребёнок-юноша справляется, это уже способный ученик.
Менее способные или откровенно слабые уже отсеиваются, случается это и до перевода младших УТГ в академические группы - старшие УТГ. Не способным детям тут уже не место.

3) Одарённость.
Этих заметно сразу. У них с первых дней всё получается лучше, чем у всех остальных, даже способных. Они быстрее прибавляют в личном мастерстве, скорее постигают командные "премудрости игры" - тактику, стратегию матча/турнира и пр. Их скоро берут на заметку тренеры дубля и тут же основы; если всё проходит без ЧП, лет в 17 они уже точно в дубле и периодически привлекаются к основе. И там не чувствуют себя "зелёными салагами", а сходу въезжают в рабочий процесс, начинают играть на взрослом уровне практически без периода адаптации, всё схватывают на лету...
Это уже редкое качество: у нас таких примеров не много, но они есть, уточнять не стану.

4) Талант.
Это настоящий Божий дар. В мире могу назвать - субъективно! - считанное число футболистов-талантов от природы. Или путём неимоверного труда поднявших свою высокую одарённость до степени таланта. Про таких чётко выразился Златан: "... - талант, а Роналду - продукт тренировочного процесса." Это его мнение, а не моё, и я лишь процитировал шведа, потому что как раз в нашей ситуации эта цитата чётко отражает сущность предмета. Пусть и в субъективном мнении, но - чётко!

А Месси - талант. Это мы только что дополнили цитату Ибры, а не выше, ибо там речь шла о высокой степени одарённости, поднятой трудом на ещё более высокий уровень. Лео же не надо было никуда поднимать, он от природы обладает таким талантом, коим за всё время мирового футбола обладали, может быть, не более десятка +... игроков.

Я назову список "со своей колокольни" (!): Пеле, Стрельцов, Кройф, Марадона, Дель Пьеро, Рональдо, Месси... Пожалуй, всё; а что до десятка+..., так это сюда же таких "продуктов", типа Роналду и самого Ибры, Фигу, Зидана, Мюллера-ст. (ЧМ-1974) и ещё кого-то. Они пахали и вышли на этот феноменальный уровень, но они  НЕ  были такими от природы!

Можно вспомнить Ди Стефано и Пушкаша, Сократеса и Зико, Кемпеса и Пасареллу, Лято и Бонека, Ривалдо и Роберто Карлоса... Немало советских футболистов я смело могу причислить к данной категории: Блохина и Дараселия, Онищенко и Кипиани, Гаврилова и Черенкова, В. Газзаева и Алейникова... И даже наших узбекских - Ан, Фёдоров и Лакис, Красницкий и Абдураимов, Касымов и Шквырин... Многих ещё, но с точки зрения психологии они как раз одарённые футболисты, трудом своим и потом достигшие многого и признания в том числе. Но они не таланты от Бога, которые мгновенно покоряют мир и становятся выше и заметнее всех. Они - одарённые трудяги!

5) Гениальность.
Этих за всю историю человечества можно перечислить по пальцам рук. Само по себе понятие "гениальность" имеет в виду совершенство и талантливость во всём, за что бы человек ни брался.

Пошёл в секцию футбола, и через год он лучше всех в мире!.. Далее пошёл в дзю-до, и через пару лет он лучший!.. Взялся играть на гитаре и петь, и через N... месяцев "Битлз" превратились в пыль перед ним вместе с лучшими бардами мира!.. Занялся математикой и скоро доказал то, над чем учёные бились 100 лет, как открыли, но понять не могли!.. Языки начал учить, и через год он выучил один, потом другой, третий - и всё до уровня носителей в краткие сроки, за 1-2 года каждый!.. И в политике ему равных не окажется, ибо таким стратегическим умом обладает, что УУУХХХ!!!.. И прочая, и прочее...

Вот что такое  ГЕНИЙ.

Психология не применяет это понятие в отношении какого-то одного направления. Хотя желающие могут применять этот критерий только в плане оценки футболистов. Тогда каждому придётся по своему усмотрению разбить по ступеням талантливых и гениальных футболистов: ещё одна субъективная сторона человеческих качеств и мнений, но тут истинно у каждого свой вкус.
---

4. Кого мы выпускаем из академий.
1) Вполне можно говорить о наличии некоторого числа одарённых парней. А вовсе не талантливых, как любят выражаться некоторые. Это не критика, а просто уточнение по психологии (!).

2) Основная масса - это повзрослевшие способные ребята. Если станут пахать дальше, "как папа Карло", вытянут сами себя и с помощью тренеров на уровень одарённости. Но чаще этого не происходит, потому что способный футболист уже устраивает тренеров. Он начинает играть в клубе и получать своё, часто его это устраивает. И всё, на этом рост игрока полностью остановился.

3) Потерянные кадры. Сюда мы можем отнести тех, кого по разным причинам не приняли в лучшие ташкентские школы, а также в считанные толковые региональные. Разных причин бывает много, и это отдельный разговор. Его надо поднимать, но не сейчас и не здесь, а пока напомним вот о чём.
---

5. Чтобы не было потерь.
Или чтоб их свести к минимуму. Что надо делать?..
Уже многие догадались! - строить школы и академии для детей! Увеличить приток в секции футбола даже в отдалённых районах областей. Централизовать соответственно по ступеням, но не устраивать огромный бюрократический аппарат. Тут вообще надо принять отдельный документ на высшем уровне.

ФУТБОЛ  и  ПОДГОТОВКА  ЮНЫХ  ФУТБОЛИСТОВ  должны быть возведены на самый высокий уровень по программе высших инстанций власти в стране. И контроль за развитием всех ступеней по всем уровням и территориям вести исключительный, не через общие ведомства спорта.

Потому что футбол - это всегда был и будет  СПОРТ № 1 в мире, у нас в том числе. Это как важнейшее стратегическое вооружение, только в спорте. И поэтому внимание ему тоже нужно особенное, как самому-самому, да не в обиду всем остальным спортсменам. Они вправе пропагандировать своё, а я тут пишу о футболе. И буду всегда напоминать, тыкать носом нерадивых "пиджаков", что пока они не начнут строить школы и привлекать в футбол детей, развивать академии при ПФК в ПФЛ и принимать в них не по звонку, а по качеству, у нас не будет  НИ-ЧЕ-ГО, то бишь ни ЧМ, ни ОИ, ни чего-либо масштабного ещё - хотя бы медалей КА. А почему?..

Потому что эти медали некому будет завоевать; потому что чемпионат катится вниз из-за отсутствия конкуренции в основных составах без притока сильных молодых кадров: зеркало чемпионата - ЛЧ АФК; потому что чинуши в креслах чихать хотели на развитие футбола, зато помнят о предстоящих свадьбах племянников и сыновей, дочек и внуков, о своих отпусках на островах и виллах там же, о прочем, что в единственном числе составляет чуть ли не бюджет команды ПФЛ на весь сезон...

*******

P. s. Академия / РКОР >> ПФК >> сборная страны.
Вот об этой взаимосвязи с примерами, и не только нашими, а с равнением на ведущие мировые, мы поговорим далее. Это уже очень предметное направление, только его я подготовлю специально. На это надо немного времени, чтобы владеть чёткими документальными фактами. Которые вовсе не засекречены, кстати. С начала XXI века ФРГ, например, не скрывала своей программы развития футбола. И лишь один факт покажем.
В 2014-м в составе сборной Германии стали чемпионами мира те, кто пришёл во вновь открытые школы футбола как раз за 10-12 лет до того. По той самой программе развития футбола!..

Кто-то снова вертит пальцем у виска и смеётся - что с чем сравнил?..
Мой ответ: забудь тогда о нашем футболе! Воруй дальше, мечтай, только заткнись!

***

До скорого!....