Тренерское образование: планирование и составление программы.
Ads


Наконец-то мы нашли время и можем продолжить нужную и интересную тему тренерского образования, которую ведём уже больше месяца. Начинали с азов, используя методики Deutscher Fußball-Bund (Немецкий футбольный союз) для подготовки тренеров детско-юношеского уровня, и постепенно пришли к работам Валерия Лобановского и Олега Базилевича, которые будут востребованы всегда и до тех пор, пока в футбол играют живые люди. Потому что с природой не поспоришь, человеческая физиология остаётся неизменной долгие века и останется такой.

Последний наш материал показал примеры интервальной тренировки: были предложены временные алгоритмы и частота нагрузок и отдыха, показаны границы ЧСС - рекомендуемые и предельные... Теперь предстоит разобраться в не менее сложном вопросе - планирование и программирование. Мы разделим его на части. Поехали!

***

I. ПРАВИЛЬНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

1. Что нужно для правильного планирования.

Здесь ставятся две основных задачи, которые дробятся на вспомогательные. Основные же выглядят так.

1) Какую нужно иметь информацию о своей команде и командах-соперницах, о тренировочных программах и результатах их воздействия на футболистов.

2) Построение такой тренировочной программы и модели соревновательного поведения, которая могла бы в конкретные моменты обеспечивать состояние футболистов в заданной надёжности, обеспечивать тактическое поведение команды согласно поставленным целям.

---

2. При решении этих задач планирования опираются на вспомогательные задачи:

- построить модель запланированных игр и дать по ней прогноз;

- для команд-соперниц построить модель игры в определённое время;

- найти модель функционального состояния команды, обеспечивающего заданную модель игры;

- дать прогноз модели своей команды;

- разработать последовательность моделей промежуточных функциональных состояний;

- найти модель тренировочного воздействия, переводящего футболиста из одного функционального состояния в другое (в зафиксированное время и с заданной надёжностью);

- разработать методики, научные и технические средства, провести исследования и моделирование для малоформализованных задач управления, планирования и контроля в футболе.

---

3. От авторов материала.
Мы заметим, что каждый грамотный тренер в состоянии выполнить этот объём требований. Если по началу для новичков это может казаться сложным, то по мере накопления опыта и составления оных программ планирования они сами втянутся в данный процесс и уже будут работать так интуитивно, то есть с запрограммированной ответственностью для самих же себя. Разумеется, у таких тренеров и футболисты становятся более ответственными за всё, что они делают. Для профессионалов нет нужды уточнять, что происходит в команде, если тренер суть разгильдяй и выводит команду на тренировку или игру без чёткого плана, абы как получится.

***

II. ОСОБЕННОСТИ  СОСТАВЛЕНИЯ  ПРОГРАММЫ  ИНТЕРВАЛЬНЫХ  ТРЕНИРОВОК.

1. Здесь мы снова вспоминаем пройденные ранее модели "А", "Б" и "Д" и даём рекомендации по их применению.

1) Нежелательно модели одной направленности (А, Б или Д) повторять более 5-6 раз, независимо от их величины.

2) Переход от моделей типа "А" к модели типа "Б" и наоборот нужно проводить через модель типа "Д" (в границах величины 40-60%).

3) Тренировочный цикл должен быть продолжительностью 12-16 дней или спаренным, независимо от количества игр. Тогда заданная организму нагрузка даст эффективную отдачу.

4) Нагрузки в тренировочных занятиях до 100%, независимо от их направленности, следует применять 10-15 раз в течение всего подготовительного периода, учитывая его продолжительность.

5) При 2-3-разовых занятиях в течение одного дня желательно, чтоб одно из них было на 10-30% меньше других.

6) В моделях типа "А" 40-50% предлагаемых упражнений желательно выполнять малыми коалициями футболистов (до 3-х чел.); в моделях занятия типа "Б" - средними (4-6 чел.); а при модели "Д" - большими (7-10 чел.).

---

2. От авторов.
Настоящие рекомендации основаны на получении наибольшей эффективности именно в этих численных группах:

- при работе над всеми формами выносливости - модель "А" - интенсивность требуется высокая, и пара-тройка футболистов будет буквально запахана очень насыщенно с короткими интервалами;

- при "Б" - развитие скорости, координации, силы, прыгучести - чуть большая группа тоже сильно загружена в силу самой специфики упражнений, пульс скачет до околопредельных значений, отсюда чуть больше может быть интервал (из-за большего числа людей на объекте) для восстановления в промежутках упражнений, плюс может присутствовать соревновательный момент среди своих же в конкретных упражнениях;

- модель "Д" обеспечивает достаточно длительные паузы, годится для предыгровых занятий или переходных эпизодов, когда из "А" нужно плавно перейти в "Б", поэтому паузы и моменты восстановления тут ещё дольше, ЧСС - ниже, чему способствует большая группа игроков в одном упражнении.

Надеемся, что и эта часть стала понятна. Только постарайтесь вдуматься, типа решить не сложную задачку по математике, и всё уже на своих местах.

***


III. ТРЕБОВАНИЯ  ДЛЯ  ПОСТРОЕНИЯ  ЗАНЯТИЙ  РАЗНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ.

1. Здесь мы должны знать физиологическую характеристику футболиста. Она определяется 5-ю факторами.

1) Структура предлагаемых упражнений (или серий);

2) Интенсивность выполнения упражнений;

3) Продолжительность упражнения или серии;

4) Режим чередования серии упражнений и отдыха;

5) Количество упражнений или серий.

Варьируя количественные значения указанных факторов, можно обеспечить разнообразие тренировочного процесса, способного влиять на уровни разных сторон тренированности футболистов.

---

2. Для повышения мастерства футболистов при планировании тренировочного занятия тренеру необходимо учитывать и чётко определить следующие составляющие тренировки.

1) Наметить величину воздействия тренировочного занятия, учитывая, что:

- 90-100% - это 8-9 серий упражнений;

- 80-90% - 7-8 серий упражнений;

- 70-80% - 6-7 серий;

- 60-70% - 5-6 серий;

- 50-60% - 4-5 серий;

- 40-50% - 3-4 серии.

2) Определить круг задач действий данного занятия и подобрать соответствующие им игровые или специальные упражнения.

3) Распределить упражнения в соответствии с продолжительностью в диапазоне от 4-х до 16 минут и наоборот в любом сочетании (возрастающем или убывающем - по модели работы), порядке (от величины нагрузки).

4) Необходимо требовать от футболистов в процессе выполнения серий достижения интенсивности упражнения в границах 3/4 околомаксимальной. Относительным критерием интенсивности может служить скорость перемещения футболистов, преодолеваемое за серию игровое пространство.
Основным критерием является ЧСС: при такой нагрузке пульс 170-180 уд/мин., контроль за вами!

---

3. От авторов.
В частности азбука контроля пульса. Вовсе не нужно замерять ЧСС в течение всей минуты. Засеките за 6 секунд и прибавьте 0, и вы получите значение за 1 минуту. Например, 12 ударов за 6 секунд. Умножьте на 10 (6 сек. х на 10 = 60 сек. - минута) и получите значение в 120 уд/мин.

А с величиной воздействия тут всё настолько разжёвано, что понять должен любой адекватный человек. Сложнее будет фантазировать, придумывая новые интересные упражнения (!): в число тезисов тренерского образования входит в том числе и тот, что призывает тренеров постоянно придумывать новое, не останавливаться на старом и пройденном. Но только эти изобретения ваши должны соответствовать разумной нагрузке, правильному чередованию их в цикле и пр. Но это уже от вас и зависит, уважаемые коллеги! Дерзайте, думайте, ищите!..

***

В следующем материале мы затронем чисто игровую составляющую, чего уже давно ждут читатели, я уверен (!).

ВИДЫ  И  ТИПЫ  ПРЕССИНГА  В  ФУТБОЛЕ.

***

"ТРИБУНА": авторские материалы.......

---

До скорого!