Рустам Забиров о проблемах роста футбольной молодёжи.


Многие болельщики среднего и старшего поколений помнят нападающего душанбинского «Памира» и наманганского «Навбахора» Рустама Забирова. Он играл и за другие клубы СССР, Узбекистана, России, выступал и в дальнем зарубежье. Ныне он тренер в академии ФК «Бунёдкор», воспитывает  пацанов и старается исправить как раз то, о чём пойдёт речь в этой статье.

Женский футбол всегда в нашем ракурсе, но важные темы тоже не упускаем!

Я решил показать этот материал не в стиле интервью - вопрос-ответ, а как один большой монолог Рустама Заировича. Ниже читатель поймёт, почему так.

- Я задаю только тему и вопрос. Что у нас не так в детско-юношеском футболе? И как это влияет на дефицит кадров во взрослом футболе вплоть до пополнения национальной сборной Узбекистана?

---

ЧАСТЬ  I.

Рассказывает Р. Забиров.

- Из множества тренеров страны мне проще проводить сравнения, параллели на основании имеющегося опыта. Поиграв и поработав во многих странах и чемпионатах как Азии, так и Европы, я вижу разницу в условиях для работы с детьми и юношами. Иной раз поражает хаос, который царит в нашем детско-юношеском футболе. И потом вызывают недоумения вопросы чиновников разного уровня, как и болельщиков: «А где же наши новые «касымовы-джепаровы-аны-фёдоровы…?» И я резонно отвечаю.

А откуда ж им взяться, если мы их сами НЕ готовим? И вот почему.

Первое, что мне бросилось в глаза, - это слабая программа подготовки кадров. Мы ведём тренировки с детьми, но какое время и какая интенсивность занятий у нас превалирует? В лучшем случае, это ежедневно – 6 раз в неделю – по 1,5-2 часа. Это в академии нашей, например. И даже этого катастрофически мало!

Что можно дать ребёнку за 1,5 часа тренировки? – очень мало. Стараясь охватить многое нужное, приходится комкать важные программы, сокращать время для изучения важнейших элементов игры. Потому что на всё времени нет. И ведь это такая трагедия в лучших школах.

Вот я был на стажировке в Голландии в клубе ПСВ «Эйндховен». Задал вопрос директору академии, сколько времени и как часто тренируются академические группы. Он рассказал, что у них с подъёма дети проводят одну тренировку, по времени не большую, но интенсивную. В 11:00 у них начинается учёба в школе, а после занятий очередная тренировка, дневная. Но она уже по длительности и нагрузке гораздо выше утренней.
Вечерняя тренировка такая же насыщенная, полноценная. В итоге получается, что юные футболисты заняты собственно футболом около 4-х часов в сутки, а то и более. Тренеры успевают в нужные часы преподать им определённую программу, совместить необходимые элементы в нужных пропорциях и выводить молодёжь на запланированный уровень.

А что у нас успевают дать за 1,5 часа?.. Да это просто самообман, особенно если ещё не каждый день, а 3-4 тренировки в неделю всего.
Я спрашиваю родителей, почему они не могут проконтролировать их дома?  Напишу им программу, что кому необходимо каждому. Вы только сами за этим проследите, когда он не у меня на тренировке, а дома. И знаешь, что они мне отвечают?!

- Да мы его поднять с постели не можем! А как встанет, бегом за компьютер или в телефон и зависает в Интернете… А вы же такой требовательный тренер, вот вы и воспитайте из него хорошего футболиста!..

При этом они забывают или не хотят понять, что тренер – не пастух, и если ребёнок сам не захочет, то его никакой тренер не научит ничему, а волшебников не бывает ни в футболе, ни где-либо ещё в жизни.

Какой ещё нужен абсурд, чтобы всем стало ясно: наш детский футбол в яме! Упадок идёт уже долго, победы на международном уровне закончились. А смены тем поколениям нет. Их вырастили ещё другие тренеры, которые сами играли в старом нашем чемпионате. Они воспитали так, как росли сами, ну или хотя бы близко к тому. А сегодняшние многие молодые тренеры уже совсем другие, во многом заметны пробелы их профильного образования.

Я учился в душанбинском спортивном интернате. Утром после лёгкого завтрака была лёгкая утренняя тренировка. Потом завтрак и учёба – три урока. Потом дневная тренировка и обед. После обеда ещё пара уроков, а вечером третья тренировка. Так мы работали. Сравни с современной западной школой: то же самое. И в то время наш футбол был наверху в УЕФА. А сегодня мы рады, если улучшаем рейтинг в ФИФА до 80+ какого-то места…

Мода пошла на разные фишки, типа ударов Роналду и прочие. Пытаются бить пацаны, как он, только не понимают, что Роналду пахал и пашет не 1,5-2 часа в день, отрабатывает удар не по 4-5 раз на спор, а часами ежедневно и годами в общем масштабе. Он трудоголик, сделавший себя сам своим старанием. А наши что? – Интернет интереснее! И ведь это не тренер их такими делает. А мамы-папы уверены, что я должен их изменять, превращая их в футболистов мановением руки и строгим голосом.
Один Шомурадов вырвался в последние годы в сильный чемпионат. И это из страны с населением более 30 миллионов!

Недавно в Бельгии провели реформу футбола, и спустя лет 10 они получили вот такую сегодняшнюю сборную команду. Теперь весь бельгийский футбол на вершине рейтинга, и это заслуженно. То же самое в начале ХХI века сделали в Германии, и спустя несколько лет мы увидели их рост: «бронза» на ЧМ-2010, «золото» - ЧМ-2014. Стали чемпионами те самые «мюллеры-гётце-хуммельсы», которые пришли в немецкие академии футбола 7-10-летними пацанами в то время, согласно новой программе. И страна дала время тренерам, никто не требовал результата сейчас и здесь. На это нужно было время, и оно было получено. И потом – получен результат.

На самом верху наши управленцы сейчас должны внести перемены в систему образования в детском футболе. Иначе мы так и будем вынуждены пыхтеть мизерное время на тренировках, скомкано давать программу и ничего в итоге не получать. Директоры академий и сильных школ это понимают, но они не уполномочены изменять систему образования. Влиять на ГУНО / РайОНО  и внедрять спецклассы футбола возможно только с самого верха, а наши академии и СДЮШОР для них не указ.

Наладить систему отбора тренерских кадров, тут же – селекцию. Усилить работу с детьми в «золотом возрасте» - от 6 до 10-12 лет максимум. И тогда пробелы мы будем заполнять. И тогда я лично и мои многие коллеги не будем страдать от того, что получили группу в работу, а там половина игроков «одноногие» и не умеют массу других важнейших технических элементов, потому что их раньше НЕ НАУЧИЛИ. В детстве не научили те тренеры, которые с ними работали. «Работали» - в кавычках так.

Вот две существенные проблемы  и показал тебе. Вкратце обозначим теперь.

1. Недостаточно насыщенна программа обучения в детском возрасте.
Исправить можно, только повлияв и изменив всю систему футбольного образования, включив сюда и общее образование. Тогда будет и гармония в футболе, и в целостном развитии личности.

2. Слабое тренерское образование.
К сожалению, современная молодёжь не имеет нужного чувства ответственности за свой статус тренера и наставника.
Изменить это можно с помощью усиления требований свыше, повышения уровня оценки во время аттестаций. Раз не хотят, надо заставлять. Или пусть не работают тренерами и не выпускают никому не нужные полуфабрикаты, а не футболистов... Спасибо, что выслушал, а то уже нагорело, знаешь ли...

***


ЧАСТЬ  II.

Я поблагодарил Рустама и добавляю здесь уже от себя.

Поэтому и разделён материал на две части. Теперь мой монолог. Но он короче. Больше он касается второй части Рустама Забирова: тренерское образование. При этом я совершенно согласен с первой частью.

А по тренерскому образованию  кидаю не просто камень, а огромный булыжник, утёс, скалу, гору в огород наших и прочих инструкторов.

Это ИХ вина в том, что у нас появилось столько бездарных псевдо-тренеров.
Это ОНИ принимают у них экзамены и аттестуют их, направляя результаты в АФК и ФИФА. Тем самым они напрямую ответственны за провалы в обучении юных футболистов и безграмотных «тренеров».
Не только профессиональная сторона слаба, но и личностные качества нового поколения многих дипломированных… э-э… тренерами не хочу называть – «спецов» оставляют желать лучшего, мягко говоря. Вот краткая характеристика типичного представителей этого нового типа «тренеров».

Они не хотят узнавать новое и не реагируют на замечания и пожелания.
Они не обучаемы в принципе, потому что считают себя всезнающими, а старшее поколение для них есть обуза, с которой они не хотят считаться. Более того, замечания и пожелания часто принимают в штыки.
В итоге сертификаты тренеров получают далёкие от звания педагога и воспитателя «спецы», которых близко к такой работе подпускать нельзя.

(То же самое касается подготовки арбитров: огромное число проходимцев и настоящих преступников попадает в эту систему с единственной целью – «стричь бабло»! Но это отдельная большая тема, об арбитрах-то.)

***

Теперь мой категоричный вывод. Он же вопрос.

- А почему вы таких "тренеров" аттестуете, господа инструкторы? За что аттестуете? – вот вам многосмысловой и он же конкретный вопрос.

Этот же вопрос и постановка направления работы руководству АФУ.
С будущими тренерами уровня «D» и «C» - дворовой, любительский и детско-юношеский футбол – должны работать только те, кто по-настоящему любит детей и возню с ними, имеет сильнейшее терпение и желание терпеть эти «детские шалости» долго-долго, возможно, всю свою карьеру.

А таких определить сложно: на лбу не написано. Поэтому требую хотя бы на курсы брать не всех желающих, а по конкурсу, и точно так же потом их выпускать – по настоящей аттестации, а не за какие-то иные факторы!
Возможны исключения: например, не имеющий лицензии активист уже несколько лет воспитывает юных футболистов в районе, есть наглядные примеры в виде передачи детей в центральные школы футбола, потому что они там ПРОШЛИ  ПО  КОНКУРСУ. Таких наставников реально допускать к обучению даже без специального физкультурного образования, но с обязательным условием - получить его! Лицензия-то может потом "сгореть" - по сроку или иным причинам, и все это прекрасно знают. Но на момент подачи документов на обучение по программе «D» или «C» чтоб у человека было хотя бы среднее техническое образование, а не "три класса и два коридора", ибо времена Адольфа Гитлера прошли (!), ефрейторы больше странами не командуют.
А по ходу работы наставник может учиться дальше: благо, у нас восстановлена заочная форма обучения в ВУЗ, что очень удобно для работающих по профилю и не имеющих возможность пойти на дневную форму обучения.

Ошибки при наборе неизбежны, они всегда будут. Но при усилении требований и контроля подготовки детских тренеров мы значительно снизим процент лишних в футболе людей. Их сегодня очень много у нас.

АФУ, Минспорта! – это вам. Я всегда готов помочь разоблачать бездарей, жуликов и дармоедов, вы меня хорошо знаете.

***

"ТРИБУНА": авторские материалы.......

---

До скорого!

Комментарии

Для написания комментариев пройдите авторизацию